Вечером 24 марта митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий совершил первую в этом году пассию в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Ульяновска. За богослужением владыке сослужили ключарь Спасо-Вознесенского собора протоиерей Дмитрий Савельев, секретарь Архиерейского совета Симбирской митрополии иеромонах Филарет (Кузьмин) и духовенство Симбирска.
Проповедь после чтения Евангелия произнес отец Дмитрий Савельев.
–Христианин в течение жизни часто думает о том, как проходит земная жизнь, как она завершается. Этот вопрос мы зачастую поднимаем на похоронах, провожая своих ближних. Мы думаем о тайне смерти, но разговоры об этом редко заходят. Разговоры, как правило, идут о том, как прожил человек свою жизнь, как он встретил кончину, как родственники это переживают.
Нам – священникам – часто приходится бывать у людей, которые стоят на пороге смерти, у тяжелобольных людей. Мы их исповедуем, причащаем. Всякий раз, кажется, что именно сейчас и мы, и страждущий человек, которого мы навещаем, осознаем тайну человеческого бытия. Но человек обычно не говорит тайне бытия. Он говорит о том, что у него болит, как он страдает, как его плохо и неправильно лечили, как мало шансов у него осталось… Кажется, что человек не смотрит в эту бездну перед которой стоит. Тема перехода из временной жизни в вечную – страшная тема, к которой душа, измученная страданиями, прикасаться не хочет.
В Писаниях много сказано на эту тему. На ум приходит сцена смерти человека, который жил за четыреста лет до Рождества Христова, которого последующая история часто называет христианином до Христа. Я имею в виду Сократа. Он был приговорен к смертной казни за свое учение. Ученики, пришедшие к нему прощаться, начали плакать и сожалеть. Он сказал: ну что же вы плачете и сожалеете? То, что вы видите перед собой – это не я. Не меня вы будете хоронить после заката солнца. Я – это моя душа, которая расставшись с телом, придет к вечной жизни, к жизни с Богом.
Таких людей в истории было очень мало. В основном люди смотрели на смерть как на бездну, как на горе, как на прекращение бытия. Без Христа и до Христа об этом говорили в лучшем случае как о загадке. И только тайна Христа, тайна христианства эту загадку не то чтобы раскрывает, но помогает к ней приблизиться.
Мы помним, как апостол Павел в послании к коринфянам говорил: отчасти знаем, отчасти пророчествуем. Сейчас смотрим как в тусклое стекло, а потом войдем в совершенство и будем знать ясно.
В какое мы совершенство входим? В совершенство Крещения. Мы крестимся, как писал апостол Павел, в смерть Христову, в Его Воскресение. Те, кто облачился во Христа, облачились в Его смерть.
Человеческий ум не может себе представить встречу вечной жизни и небытия. Но Сам Господь это представляет. Он говорил: «Да минует меня Чаша сея», но понимал, что ради этой Чаши, ради этого часа Он пришел на землю. Когда наступил час смертный Господа, Он сказал: «Свершилось». То, что было задумано, то, что предполагалось, наконец, исполнилось.
Смерть может быть высшей точкой жизни. Смерть может быть кульминацией, к которой устремлены все жизненные усилия и подвиги. Господь провожающим Его женщинам сказал: дочери Мои, обо Мне не плачьте! Плачьте о себе и о детях ваших. Это их смерть будет печальной. А Моя смерть есть исполнение. Смерть христианина есть смерть, которую христианин принимает вместе со Христом, облекшись во Христа. Смерть христианина – эта смерть, которую он принимает в надежде на воскресение. Это такая смерть, к которой приводят все жизненные усилия, все подвиги человека, все его упования, вся его вера. Они к ней приводят, сквозь нее проводят и устремляются к вечному бытию, к вечным ориентирам жизни, без которых жизнь временная оказывается пустой суетой, пустой маетой, бессмысленным мучением. Смерть христианина – смерть осмысленная. Это преодоление страстей, это тот подвиг который из жизни временной приводит нас в жизнь вечную, ко Христу. Христос ныне, присно и во веке веков. Каждый христианин вместе с Ним в этой вечности. Аминь.