18. 01. 2021. Всенощное бдение в канун праздника Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

18 января, в канун праздника Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Всенощное бдение совершил митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин.

Ему сослужили архимандрит Евфимий (Митрюков), протоиерей Святослав Еренков, иерей Николай Генсицкий, иерей Роман Солодко, иеромонах Иларион (Хроль), иерей Димитрий Константинов, иерей Владимир Ващенко, иерей Димитрий Трофимов, диакон Иоанн Косяков, диакон Стахий Таллеров, диакон Арсений Розин.

Крещение Иисуса Христа в Евангелии от Матфея. Исполнение правды

В праздник Крещения Господня на утрене читается отрывок из Евангелия от Матфея. О чем хотел рассказать нам евангелист попыталась понять богослов и филолог Марина Андреевна Журинская.

Иоанн крестил людей в Иордане крещением покаяния и говорил: Идущий за мною сильнее меня (Мф 3:11). Пришедшему же к нему Христу он сказал: мне надобно креститься от Тебя. И получил ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.

Самое время подумать о том, что же это такое в данном случае — «всякая правда».

Ясно, что это не иерархия духовной значимости. Про Предтечу Христос говорит далее Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его (Мф 11:11; ср. Лк 7:28, где Господь называет Иоанна пророком). Но насколько же больше величие Сына Божия! И тем не менее исполнение «всякой правды» состоит в том, чтобы Он крестился от Иоанна.

Здесь возникает соблазн порассуждать о примере смирения и провести неприятные аналогии. Однако делать этого не стоит не потому, что неприятные, а потому что все это не по делу.

Актом величайшего Божественного смирения, «кеносиса» (умаления) было Его воплощение. Ему предшествовал акт величайшего в истории человеческого смирения, основанного на всецелом доверии к Богу: Благовещение, явление ангела Деве Марии с вестью о том, что она станет Матерью Бога, и ее согласие. Так осуществлялось Домостроительство, то есть забота Бога о мире, направленная на наше благо. Христос, совершенный Бог, пришел к нам и стал совершенным Человеком, чтобы спасти мир. Но для того, чтобы всякий человек имел свою часть в спасении, необходимо было еще одно условие. Именно оно. Непостижимым для нас, таинственным образом Христос в Крещении взял на себя грехи мира, Сам оставаясь безгрешным. Тем самым Он уравнял нас (вместе со всеми нашими грехами) с Собой, и отныне стал Первым из людей, что помогло Ему в дальнейшем стать Первенцем из мертвых, то есть Первым воскресшим, Победителем смерти. Точнее, помогло-то это нам — надеяться на то, что мы последуем за Ним в воскресение и в жизнь будущего века. И таково было воздействие святости Сына Божия на природу мира, что в день Крещения Господня все воды рек земли становятся великой агиасмой, святыней.

Вот это следование воле Божией и означает исполнение всякой правды: во имя правды нужно «просто» следовать воле Божией, а отнюдь не выстраивать логическую цепочку величин, измеряемых по нашим человеческим меркам.

Здесь можно подумать вот еще о чем. Далеко не всегда мы можем здраво судить о Божественных предначертаниях. Да и как узнать, в чем эта воля? Никакие земные авторитеты не могут быть в этом деле абсолютным подспорьем, потому что «несть человека, аще жив будет и не согрешит». Остается следовать тем словам Христа, которые, на мой взгляд, можно считать базовыми (хотя и не самыми главными — просто потому что «самые главные» — все Его слова): исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин 5:39).

Вот и сейчас у нас основной вопрос: «как спастись?», а надо бы: «как познать Бога и Его волю?». И ответ на это вопрос дан Самим Христом: исследуйте Писания.