Симбирскую епархию посетил протоиерей Дмитрий Смирнов

Симбирскую епархию посетил председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Дмитрий Смирнов. Визит известного проповедника и миссионера в Симбирск был приурочен к открытию регионального этапа XXV Международных образовательных Рождественских чтений.

В ходе своего пребывания на Симбирской земле отец Дмитрий принял участие в пленарном заседании церковно-общественного форума, которое проходило в Областном дворце творчества детей и молодежи,  встретился с верующими Симбирской митрополии в ДК «Губернаторский», ответил на вопросы верующих о жизнедеятельности Церкви и аспектах духовной жизни.

Также протоиерей Дмитрий Смирнов в сопровождении духовенства Симбирска посетил Всехсвятский храм и Спасо-Вознесенский кафедральный собор, помолился у мощей святого блаженного Андрея Симбирского, совершил заупокойную молитву в крипте, на месте упокоения митрополита Прокла. В епархиальном управлении отец Дмитрий встретился с главой Симбирской митрополии митрополитом Анастасием, епископом Мелекесским и Чердаклинским Диодором, председателем комиссии по вопросам защиты материнства и детства Симбирской епархии протоиереем Андреем Коршуновым,  начальником управления по семейной и демографической  политике администрации Губернатора Ульяновской области Ольгой Желтовой. Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи ознакомился с социальными программами, реализуемыми в регионе с целью повышения рождаемости, и дал священнослужителям и мирянам, ответственным за оказание помощи многодетным семьям, рекомендации по повышению эффективности социальной работы.

Отвечая на вопросы журналистов о профилактике абортов по завершении совещаний, протоиерей Дмитрий Смирнов поделился личным опытом в утешении женщин, которые задумываются о прерывании беременности, опасаясь того, что не смогут материально обеспечить своего будущего ребенка.

 – Я таким женщинам говорю: «Родишь ребенка и отдашь его мне. Недельку грудью покормишь, а я за это время найду хорошую православную семью, которая возьмет ребеночка на воспитание. Ни одна родившая и прокормившая грудью младенца мать, из тех, кто ко мне обращались во время беременности, после родов не пожелала отдать своего дитя, – сказал священнослужитель.

В ходе своего пребывания в Симбирске протоиерей Дмитрий Смирнов посетил Спасское архиерейское подворье. В сопровождении владыки Анастасия, матушки Сергии (Вотриной) и духовенства Симбирска отец Дмитрий осмотрел территорию возрождающегося Спасского монастыря и ознакомился с ходом строительных и восстановительных работ.


В понедельник, 14 ноября, в большом зале Ульяновского областного Дворца творчества детей и молодежи состоялось пленарное заседание регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений  «1917- 2017: уроки столетия». В центральном мероприятии церковно-образовательного форума приняли участие митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий, епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, известный проповедник и миссионер протоиерей Дмитрий Смирнов, духовенство Симбирской митрополии, члены Правительства Ульяновской области, работники сферы образования и культуры, социальной сферы, православная молодежь, сестры милосердия, представители православных общественных организаций, представители казачества.

Открывая пленарное заседание митрополит Анастасий, призвал собравшихся поразмышлять о роли Симбирска в Отечественной истории XX века и о судьбах людей, которые стали ходатаями нашего народа у Престола Божия.

 –  Сегодня нужно вспомнить имена тех, которые стали священномучениками нашей земли. Это и священномученик Неофит, и преподобномученица Екатерина, и  священномученик Александр, и преподобноисповедник Гавриил, и многие-многие другие, имена которых ведомы нам и не ведомы. Я совершал панихиду не так давно на месте одного из известных нам мест расстрелов, там было убито 1264 человека. И это только одно место, и это только имена тех, которых удалось найти. Типичный некогда провинциальный городок Симбирск стал родиной вождя революции, дал миру Керенского, принял Московскую Патриархию, увидел главу обновленцев, был полит кровью истинных мучеников за веру. Казалось бы такой недолгий с точки зрения истории срок, но какая концентрация событий! Кроме откровенно подлых и низких примеров это же время показало нам имена, полные силы человеческого духа, укрепляемого Христом. Говорю сейчас о таких людях, как архиепископ Иоанн (Братолюбов), митрополит Мануил (Лемешевский), владыка Иоанн (Снычев). Такие испытания, которые выпали на нашу многостардальную землю, открыли самую суть человека и если искать здесь уроки, то в судьбах вот этих людей, – сказал владыка.

Особое внимание в своем выступлении правящий архиерей уделил трудам первого митрополита Симбирской земли и ответственности за продолжение и развитие его начинаний и недопустимости повторения ошибок прошлых лет.

 – Я знаю прекрасно, как относятся у нас к архиереям, особенно, когда они уходят. Нынешние строгие любители истории и историй с легкостью вешают ярлыки, ищут нечто недостойное в архиереях, но никто не мог бы понести того, что выпало на долю этого человека. Да, наши храмы не блестят роскошью, но они есть, есть эти теплящиеся лампады для Господа, эти места, в которых, верю, всегда будет возноситься имя приснопоминаемого митрополита Прокла. (…) Мне бы очень хотелось, чтобы уроки из прошедших ста лет были извлечены, но, боюсь, что не всегда это возможно. Мне бы не хотелось быть сейчас человеком, менторски вещающим со сцены популистские вещи какие-то, таких людей достаточно и без меня. Но вот, что хочется сказать. Последние десятилетия привели нашу Церковь к относительному спокойствию. Мы стали расслабленными, в основном благодаря тому, что мы – духовенство – получили некий статус в обществе, получили социальные блага. Мне всегда крайне неловко видеть ситуации, когда вчерашний еще мальчик, совсем недавно получивший крест священника, вдруг начинает мнить себя учителем, носителем истины, могущим определять где правда, а где ложь, дающим советы… Совсем еще недавно некоторые из нас вели мягко говоря жизнь не в полноте соответствующую христианским ценностям, но сегодня таковые с легкостью готовы осудить любого, кто хоть как-то не соответствует их представлениям об их Церкви. Наличие рясы не спасает, как не спасает и хиротония, как и не делает она и мудрецов и провидцев из нас автоматически, как многим бы хотелось. В начале двадцатого века священники увешивали свою грудь наградами, медалями, крестами и прочими знаками отличия. Сейчас не так ли происходит?  Мы устремляемся куда угодно, но только не в литургическую реальность. Последнюю мы легко меняем на виртуальную и там многие теряют столь драгоценное время на то, что в сущности не является чем-то настоящим, истинным, принадлежащим правде Божией. Мы должны вынести уроки… мы часто говорим, что надо возвращаться к дореволюционным идеалам. Но если там все так прекрасно, то почему тогда вчера еще верующие люди взрывали храмы, а иконы использовали для рубки мяса или выкладки мостов через речки? Мне видится печальная общность картин прошлого и настоящего, которую очень бы хотелось сломить, – отметил митрополит Анастасий.

По мнению архипастыря, сложность извлечения уроков из истории для нашего народа заключается в том, что мы не склонны допускать возможность повторения тех или иных трагических событий, явлений, вызовов.

 – «Церковь – это Тело Христово, Которое всегда ломимо», –  говорил патриарх Тихон и это правда. Всегда мы будем сталкиваться со сложностями, проблемами, многими вызовами, но взгляните – еще не так давно нас почитали умершими, но вот, мы живы.  Давайте только вместе, в единстве всего верующего народа укреплять эту жизнь, давать ей настоящее дыхание, через нашу молитву, через Литургию и давайте сторониться формализма, того наносного, что так легко может загубить даже самые замечательные когда-то побеги возрождения христианства на нашей политой кровью новомучеников земле, – заключил митрополит Анастасий.

Глава митрополии вручил архиерейские грамоты священнослужителям и сотрудникам сферы образования, которые отличились в трудах на ниве духовного просвещения.

В продолжение пленарного заседания участниками были представлены доклады. Ректор Ульяновского государственного педагогического университета Тамара Девяткина выступила с сообщением на тему «Образование и духовность: уроки столетия»; председатель Симбирского центра православной культуры Денис Макаров раскрыл тему уроков столетия сквозь призму наследия симбирских святых; председатель  Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Дмитрий Смирнов рассказал собравшимся о трагических последствиях XX века для русской семьи.

Отвечая на вопросы журналистов по завершении мероприятия, протоиерей Дмитрий Смирнов подчеркнул, что оценивая уроки истории, нужно устраняться от злости и других неправедных чувств и придерживаться правды Божией.

 – Гнев не творит правды Божией. Хотя, надо понимать, что нелюбовь к большивизму – нормальная реакция здорового организма. Как можно любить фашизм, большивизм? Это однозначно враги народа. У нас, в Москве, на храмах, где служили священномученики, устанавливаются мемориальные доски. Люди читают информацию, осеняют себя крестным знамением, понимают, что эта земля освящена тем, что по ней ходили святые люди. Пропаганда подвигов святых не менее важна, чем пропаганда подвигов Александра Матросова, Николая Гастелло. Святые тоже мученики, страдальцы, подвижники.  У нас же  в увековечении подвигов какой-то крен в сторону воинов. Говорят, что на миру и смерть красна.  А святые люди отдавали свои жизни в тишине лагерного быта в надежде на то, что их никто не вспомнит. Но Церковь помнит святых угодников. Они – пример для будущего поколения. Считаю, что каждый житель Поволжья должен знать тех, кто пострадал здесь, должен знать своих героев, – сказал отец Дмитрий Смирнов.

Председатель  Патриаршей комиссии по вопросам семьи отметил важность подписания концепции между Симбирской епархией и Правительством Ульяновской области в деле духовно-нравственного воспитания населения и пожелал, чтобы в Ульяновской области и в других регионах страны взращивались добрые плоды соработничества представителей Церкви и областных администраций.


ПРОТОИЕРЕЙ ДМИТРИЙ СМИРНОВ: «БОГУ ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ ВСЕ ЛЮДИ БЫЛИ СЧАСТЛИВЫ»

Слово председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Дмитрия Смирнова на встрече с верующими Симбирской митрополии в рамках регионального этапа XXV Международных Рождественских чтений.

Начну с того, что люди считают в своей жизни самым важным. К этому они стремятся, учат своих детей, чтобы дети приобрели это богатство, этот клад. Клад – это доставшееся богатство, с помощью которого можно себе благоустроить жизнь. В конце своего выступления я скажу, какой клад, если его откопать, приносит самое большое богатство. Впрочем, вы и сами это поймете. Я к старости своих лет понял (в молодости как-то я этого не чувствовал), что Богу хочется, чтобы все люди были счастливы. Стал размышлять на эту тему, думать, что для этого нужно. Ответ я нашел, а потому уверен, что из вас всех я самый счастливый человек, обладатель клада.

Сама жизнь предлагает нам вещи, которые обществом ценятся. Например, проводятся разные конкурсы для детей, для молодых, для тех, кто уже имеет регалии и ордена, проводятся всякие премии. Чем премия значительнее, тем значительнее зал, где она вручается. Некоторые люди начинают думать, что для того, чтобы быть счастливым, нужно иметь награды за заслуги. Люди обожают медали, ордена, грамоты. Я пятнадцать лет занимался окормлением наших военных, для них это вообще чрезвычайно много значит. Но, глядя на их жизнь, на их лица, на то, что они говорят, на то, как у них жизнь проходит, могу сказать, что никакая медаль, никакой орден, никакая почетная грамота, никакая благодарность, не дает никакого счастья. Человек стремится, чтобы его отметили, но счастье он ощущает только в тот момент, когда поднимается по лестнице, когда ему вручают награду и жмут руку. Тут же это ощущение проходит. Человек уходит со сцены и на нее поднимается другой.

Другие люди считают, что счастье – это иметь много денег. Многие мамы и папы внушают это своим детям. Но если посмотреть на их жизнь, на их семьи, на их жен, на запутавшихся детей, на постоянные суды, на попытки отбиться от людей, которые хотят отнять у них часть денег или все состояние, то перестаешь думать, что счастье в этом. Мне приходилось общаться со многими богатыми людьми, но ни разу счастливого среди них не встретил. Меня всегда удивляло: зачем человеку миллиард? Такие деньги невозможно истратить. Какая-нибудь санкция и тебя уже никуда не пускают. Ты даже уехать не можешь куда хочешь. Для богатых даже больше риска всяких ограничений.

Другие говорят, что богатство можно нажить, даже если разоришься, главное же в жизни – это должность. Люди рвутся к должности, стремятся занять высокую, иногда даже делают так, чтобы кого-то выгнали, чтобы потом занять его место – в общем, всякие нехорошие поступки совершают. Но как только занимают место, оказывается, что вообще никакого счастья там нет. Какие самые большие должности в государстве? Правительство, министры. По телевизору раз в неделю точно показывают министров. Вглядитесь в лица министров, не только отечественных. Среди них нет счастливых лиц. Взять хотя бы Лаврова, одного из самых блестящих наших министров. При советской власти министр иностранных дел был членом политбюро. Это самый верх. Но посмотрите, как Сергей Викторович всегда грустно выглядит. Он если улыбается, то каким-то шуткам, а не оттого что у него на душе какое-то счастье. Продвинешься по служебной лестнице, достигнешь самого верха, а что получишь? Сложнейшую работу без выходных. Я вот тоже езжу по стране. Раньше часто ездил даже в разные страны по работе. Знаю как это тяжело, поэтому и отказался от этой должности своей военной. Объяснил Святейшему Патриарху, что мне физически тяжело выполнять возложенные обязанности, здоровья на это нет. А Лавров-то без конца летает. Он немножко помоложе, но все равно. Может быть, поэтому у него такой вид несчастный. Мне, например, его жалко. Раньше я довольно часто с ним встречался. В год раза два. Пригляделся к нему, он человек очень приятный, воспитанный, всегда приятно его слушать. Но счастья нет.

Другие говорят, что главное в жизни – это образование. Если у тебя будет образование, если ты будешь лучшим в своей области, а лучше в двух или трех, значительным человеком, то тебе не надо искать работу. Она сама тебя будет искать. Тебе все будут предлагать, и всегда у тебя будут средства на жизнь. Среди образованнейших людей, которых мне приходилось встречать в жизни – а я видел и очень занятых, и очень востребованных, у которых хорошая зарплата им всем денег на отпуск хватает – счастливых я не встречал. Все есть, а счастья нет. И в больших квартирах, и в шикарных домах, и на хороших виллах люди живут, а счастья все равно нет. Но ведь Богу угодно, чтобы человек был счастлив. Где же это счастье искать?

Я пришел к выводу, что если человек хочет сам выстроить свое счастье, он должен выстроить свою семью. С чего нужно начинать? Представителю сильной половины человечества прежде всего нужно найти хорошую жену. Царь Соломон еще в глубокой древности говорил, что лучше жить в шалаше, чем со сварливой женой. Царь Соломон триста жен имел, в женщинах он понимал, разбирался. Наложниц у него было шестьсот, любвеобильный был царь и мудрый. И, кстати, некоторые его книги вошли в состав Священного Писания. Но сам царь Соломон не прославлен Церковью в лике святых. Что ему помешало? Женщины сгубили. В Писании об этом сказано. Поэтому очень важно, какая у человека жена. Выбор спутницы жизни – это начало семьи. Когда у человека рождается первый ребенок, он бывает очень счастлив. Многие из вас, у кого уже есть дети, помнят, что они испытывали, когда ребенок появился. Я, например, очень хорошо помню, как приехал в роддом, как ко мне вышла моя жена в таком синеньком пальтишке со сверточком в руках. Я приготовился взять в руки что-то тяжелое, а оказалось, это как будто кукла. Я даже не почувствовал.  Вместе с одеялом килограмма четыре. Думаю: «Господи, совсем ничего человечек не весит». В душе у меня тогда было огромное счастье. Я целый год переживал вот о чем. Думал: «Тебя же не было. Откуда ты взялась?». Потом, когда дочь уже подросла, она мне сказала: «Пап, а помнишь ты говорил: «Тебя же не было!»». Я говорю: «Помню. А ты-то откуда помнишь?» А она помнит, что я е носил на руках и все время это приговаривал. Дочка, будучи ребенком, не умеющим говорить, эти слова запомнила, а потом осмыслила.

Настоящее счастье я наблюдал только в больших семьях, где муж и жена любят друг друга; когда дети вырастают не на улице, а в атмосфере семейной любви. Эта атмосфера с рождением каждого ребенка увеличивается, уплотняется. Я подумал, сто лет назад каждая русская семья в среднем имела восемь детей. У некоторых было двадцать детей, у некоторых пять. Бывали и бездетные, конечно. И бывали даже те, кто замуж не вышел. Но чтоб не женился – такое бывало редко. Оставшиеся незамужние сестры участвовали в воспитании своих племянников, помогая сестрам, у которых этого счастья было много. Нет ничего труднее на свете, чем выращивать и воспитывать детей. У нас, у советских людей, есть выражение: «Она не работает, дома сидит». Еще ни разу не видел женщину, у которой трое, четверо, пятеро детей, которая бы сидела дома. Как с тремя детьми сидеть? Ни то что прилечь – присесть некогда. Это постоянный труд.  Причем труд самый интересный, потому что он требует развития и сердца, и ума и образования. Родители с каждым своим ребенком учатся заново. Нужно параллельно с ребенком учиться, помогать ему домашнее задание выполнять. Жизнь с детьми – это огромное богатство и огромное счастье.

Я у одной многодетной мамы – она шесть человек родила, трое из них священники – спросил, как они жили. Она, не задумываясь, сказала, что очень тяжело. Но я видел, что она постоянно улыбается. Сейчас-то все закончилось. У нее теперь ни то два десятка, ни то три десятка внуков. Все дети замечательные, священники хорошие, и у дочек тоже мужья верующие и любящие люди. В этой семье воспитание не давалось на откуп. Не было такого: «женись на ком хочешь», «выходи замуж за кого хочешь», наоборот, в этом всегда участвовали родители. Папа был очень умный. К сожалению, он уже умер в возрасте семидесяти лет. Он был доктором наук, чрезвычайно умный ученый человек. Он сам воспитанием своих детей занимался, всем процессом руководил. Если два человека – мужчина и женщина – имеют хороших, верующих, трудолюбивых детей, то они имеют счастье, которое превышает все-все-все остальные счастья, которые только есть на земле. Это счастье никак не зависит от каких-то внешних обстоятельств. Семья и дети, которые это счастье излучают, тебя постоянно этим счастьем нагружают. Ты в нем купаешься.

Теперь расскажу о своем опыте. У моего младшего брата восемь детей, у среднего трое, а мне Бог дал только дочку. Правда, сейчас ждем внучка. Господи помоги! Вроде бы положение безвыходное – где взять еще счастья? Еще до того как я понял, что Богу угодно, чтобы каждый человек был счастливым, я в своей жизни много чем занимался, много трудился, несколько храмов построил, воспитал более тридцати священников, объездил в деловых поездках пол мира, прочел огромное количество книг. Народ ко мне хорошо относится, каждую субботу-воскресенье исповедую человек по сто пятьдесят. Устаю. В течение года у меня ни одного выходного не бывает, стараюсь жить в труде. Когда человек к тебе приходит, а ты можешь ему помочь, это тоже большое счастье. Однажды, лет двадцать назад, я задумался над тем, что на нашем приходе когда-то был детский дом имени великой княгини Елизаветы Федоровны. Она его и основала. Их было даже два. Второй был имени Герцога Ольденбургского. Сама Елизавета Федоровна в наш Митрофаньевский храм приезжала. Детки там ей пели. Ходили на службы они тогда не в Митрофаньевский храм, его еще тогда не было, а в Благовещенский. Идти нужно было целую версту. Весной и осенью грязь, деткам было трудно. Елизавета Федоровна решила для них храм построить прямо на территории приюта. Так возник наш маленький Митрофаньевский храм, с которого наш приход-то и начался. Я стал думать о том, как нам воссоздать приют. Создал приют, с большим трудом нашел директора. Директор подобрал педагогов. Потом организовали второй детский дом, потом третий. Радовался, когда строил дома для детей, летние дачи, корабли, чтобы они бороздили просторы морей нашего Подмосковья, детские лагеря устраивал, чтобы дети радовались. Но я это делал как администратор, как человек, который деньги достает на это все, на то, чтобы эту ораву кормить. Но сам я был чрезвычайно занят, особенно когда занимался военными и тюрьмами, на детские дома не оставалось времени. Но пришло время, я поехал в один православный детский дом посмотреть, нет ли там чего, что мы могли бы перенять. Когда я туда приехал и познакомился с ребятами, я вместо того, чтобы увидеть опыт, который можно перенять, увидел огромное количество педагогических ошибок, которые совершает персонал детского дома. Я призадумался, а как у нас. Решил спуститься с небес на землю и посмотреть. И что же оказалось. Таких педагогических ошибок как там я не увидел, но увидел массу других. Тогда я решил воспитательным процессом заняться сам, тем более что от воинского служения я к этому моменту освободился. К этому времени состарилась наша директор, Бог послал новую. В течение года пришлось сменить всю команду. Ни одного из педагогов нельзя было оставить, настолько въелся этот ошибочный подход. С тех пор я стал в детский дом ездить почти каждый день, и ситуация стала выправляться. Сейчас детки там произрастают, и это дает такую радость и счастье, что дни, когда я по своей занятости не могу к ним приехать, с ними поиграть, поговорить, я считаю потерянными. С детьми чрезвычайно интересно. Я окончил школу приемных родителей. Встретил в этой школе мужчину и женщину, которые хотели быть опекунами одного нашего мальчика убогого, у него есть некоторые патологии в умственном развитии. Обычно люди боятся детей болящих. Но самое большое счастье – это когда убогий, брошенный своими родителями, бедными алкоголиками, ребеночек, расцветает. Это ни с чем несравнимое счастье. Каждый его успех на общем уровне ничего не значит, но для него – это много. Про этого мальчонку, который теперь под моей персональной опекой, доктора говорят, что к двадцати восьми годам он может догнать в развитии своих сверстников. Это не так уж долго. Мне очень хочется дожить, посмотреть, как это будет. Парень с очень хорошим характером. Для него какого-то несчастья не существует. Он всегда улыбается, всегда доволен, всегда подойдет, обнимет.

По-разному люди подходят к воспитанию детей. Однажды у одного американского педагога я вычитал, что в течение суток каждый ребенок должен быть обнят, его нужно поцеловать семнадцать раз. Это в среднем. Мы этого питания, этой любви детям обычно недодаем и сами недополучаем. Поэтому среди советских людей очень редко встречаются люди ласковые. А для детей это очень важно. Обычно, когда в детское учреждение входишь, то чувствуешь себя как в сумасшедшем доме. Кругом крик, ор. А у нас – тишина. Все детки чем-то заняты. Покой, тишина, вежливое обращение.

В заключение расскажу, как я испытал еще одно счастье. Мы своих детей возим на всякие выставки. Сейчас ездим по Золотому Кольцу. В прошлом году – по местам, связанным с Великой Отечественной войной, в позапрошлом – с войной 1812 года. Сейчас они поехали во Владимир и Суздаль. Экскурсовод, сопровождавшая нас в этих городах, спросила: «Скажите, пожалуйста, из каких семей эти дети?». Директор поинтересовалась, что именно ее насторожило. Экскурсовод говорит: «Я никогда и нигде не видела таких воспитанных детей». Никто не орет, не дразнится, не перебивает, слушают всё внимательно, если хотят спросить, поднимают руку. Причем мы ведь никого не лупим, никого не заставляем, просто такая атмосфера в доме, что это очень естественно. Когда ребенка о чем-то просят, он делает. Все заправляют кроватки, все моют посуду, живем как дома. Когда приходят нас проверять – а проверяют и Прокуратура и Роспотребсоюз, и санитарно-эпидемиологические станции, недавно пожарный приходил – все свое обследование проводят, а потом садятся и говорят: «Неохота от вас уходить». Почему? Потому что они испытывают счастье.

У нас есть один прекрасный мальчик, сейчас мы его отдали в семью православную, он хотел, чтобы его усыновили.  У него папа и мама олигофрены в стадии дебильности. А парень умный. У нас при  усыновлении ищут здоровеньких, а то говорят, гены плохие. Вот этот наш Колюня все боязни генов разрушил. Родители убогие. Они кроме как курить и получать пенсию по инвалидности ничего не могут. Папашу мы пытались в храм устроить сторожем, он даже сторожем не может работать. А сынок нормальный, здоровый, учится хорошо. И на лошади катается и мамке своей помогает, через месяц стал приемную мать мамой называть. А у родных родителей, которые от детского дома живут в одном квартале, нет даже позыва ребенка навестить. Он уже стал подросточек и стал стесняться их. Сначала он очень горевал, что к нему не приходили. Мы даже этим родителям подарки покупали: на, мол, Коле снеси, скажи, что вот это от тебя. Бесполезно. Ну что делать? Такие убогие. А сейчас Коля папу обрел, маму, целую конюшню лошадей. В храм ходит, к нам приезжает. Учатся они все в одной школе. Эту школу тоже я построил. Я – педагог, без детей мне трудно. Теперь у меня два детских дома. В один период было три, но потом произошло слияние двух из них в один в силу того, что было трудно найти педагогов-соратников для детского дома. Тут нужны люди, которые бы относились к этим детям лучше, чем к своим. На своего хоть можно крикнуть, а на сироту кричать нельзя. Зато к концу своей жизни я обрел настоящее счастье. Это, конечно, все нелегко. Но если посмотреть на нашу директрису, а посмотреть очень легко – она есть на сайте детского дома, то видно, что она счастлива, она постоянно улыбается. Вся светится изнутри. А если рассказать вам ее биографию, рассказать все что с ней случилось до того как она стала директором детского дома, вы удивитесь. А я еще ее два года переманивал, обхаживал, потому что я видел в ней вот этот потенциал. И вот я достиг того, чего хотел. Представляете, человек строит что-то очень долго и вот, наконец, это получилось. Человек, которому Бог не дал детей, может построить такое счастье, которое даже многодетные и многовнучные люди не достигают. Даже одинокие женщины, которые у нас работают, говорят, что нашли себе семью. Каждая женщина хочет быть матерью. Вот дети, бери, и ты будешь мать. Это замечательно. Это лучше, чем с каким-то пьяницей-придурком полжизни мучиться, а потом с ним развестись и страдать, думая о том, что у тебя за дети получились при таком папаше. Вот счастье, оно рядом с нами. Если бы мы все вернулись к этому счастью, мы бы не были такие угрюмые как сейчас в поисках денег, зарплаты. Мы бы все обиходили. Сайт наш называется Дом Павлина. Детский дом наш называется «Павлин». Его такое название произошло чудесным образом. Когда я создал детский дом, я думал над названием, хотел какую-нибудь красивую эмблему в виде жар-птицы. Жене говорю: «Придумай какое-нибудь слово для названия». Она предложила «павлин». Я говорю: «Замечательно, красивая птица». Павлин по-латыни – маленький, у нас маленькие дети, будем их воспитывать. Проходит год. Я натыкаюсь в книге житий святых на имя Павлин Милостивый. Читаю его житие, оказывается, он всю жизнь занимался сиротами. Мы сразу написали икону большую, стали молиться с детками и нам из-за границы, из Европы прислали частицу его мощей. Он о нас заботится. Это очень окрыляет. Вот так мы в детском доме живем. На сайте вся наша жизнь отражена. И спектакли, и поездки, и отдых. Мальчонки меняются, сначала не было такого сайта. Посмотрите на директора, какой это счастливый человек. Человек, у которого раньше была совсем другая жизнь. Рассказывать об этом я не буду, это очень личное. Но скажу что то, что ей пришлось в жизни испытать, врагу не пожелаешь. И, тем не менее, она приобрела счастье. Живет счастливый человек. Единственный в ней недостаток – она в отпуск не хочет уходить и без выходных работает. Одного мальчонку, кстати, себе взяла под опеку. Окончила школу приемных родителей и совершенно не боится, что ребеночек болен, что он какой-то не такой, что плохо учится. Ни в этом дело совсем. Дело в обмене. Ты любишь его, а он любит тебя. Как Битлз поет: «Аll you need is love». Все нуждаются в любви. А то, что нам предлагает современный мир, это суррогат. Это не любовь. То, о чем я говорю, я сам все прошел. Это с гарантией. Это как земля. Чем больше ты в нее вложишь, тем лучше будет урожай. Вот что я вам хотел рассказать. Вижу, что вы внимательно слушали. Очень приятно было говорить.