Вечером 12 марта митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий совершил первую в этом году пассию в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе. За богослужением владыке сослужили ключарь Спасо-Вознесенского собора протоиерей Дмитрий Савельев, секретарь Архиерейского совета Симбирской митрополии иеромонах Филарет (Кузьмин) и духовенство Симбирска.
Проповедь после чтения Евангелия произнес отец Дмитрий Савельев.
– Каждый раз взирая с подножья креста на ту великую жертву, которую Сын Божий принес во имя рода человеческого, мы думаем о том, что пришел Господь в мир и мир оказался Господу враждебным. Ничего кроме того, чтобы Господа отвергнуть, убить, мир оказался неспособен предложить. Господь, идя на свою крестную смерть, говорил: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших!». То состояние, в котором находился не принявший Господа мир, есть самое плачевное состояние из всех возможных. Состояние, которое достойно сожаления, скорби, плача; которое не ведет никуда кроме как к смерти и бездне преисподней. Сегодня на Литургии мы вспоминали великого святителя Григория Паламу. Он учил о том, что Господь есть свет, что светом нетварным, божественной энергии преизливается на людей. Божественность часто в людях отображается как свет. Сам Господь говорит своим ученикам: «Вы – свет миру». Также он говорит, что если человек является светильником, то он будет светить всему миру, куда бы его ни спрятали – не скроешь его. Когда мы думаем о том, что свет Божий призван в нас возгореться, мы вспоминаем и другое место в Евангелии от Матфея, где Господь вопрошал: «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?». Свет, которому мы радуемся в жизни, которым мы светим себе и ближним, может быть не светом Христовым, а чем-то другим. Подумайте о том, чем мы освещаем свою жизнь, чему мы радуемся, что считаем добрым и прекрасным. Прежде всего, то, что мы живем благополучно, имеем детей, внуков, крышу над головой, хлеб на столе. Кажется, что ничего более высокого в мире нет. Но то, что высоко перед человеком, может быть мерзостью пред Богом. Мы с вами думаем словами старой советской песни: «Чудо великое – дети. Вновь мы с ними пройдем детство, юность, вокзалы, причалы. Будут внуки, потом все опять повторится сначала». Повторится сначала та же самая жизнь, тот же самый мир, который отверг Христа. Не это ли есть то, ради чего мы в мир пришли? Наверное, не это. Что еще нам светит? Светит нам благоденствие, жизненный успех. Мы вспоминаем евангельскую притчу о человеке, который имел богатый урожай и говорил: «Душа моя веселись, ешь, пей, потому что всего у тебя много». В этой притче Господь показывает безумство этого человека, потому что душа его скоро будет отнята, и все что он имеет, не достанется ему. Кто-то иначе думает, считает, что будет жить, исполняя заповеди, и сотворит все то, что Господь ожидает. Кто-то говорит: «Проживу тихое, мирное, безмолвное житие, буду человеком добрым и сверх того от меня не требуется». Но здесь вспоминается притча о богатом юноше, который от юности своей исполнял все Заповеди, но не смог отвергнуться земного богатства и не смог пойти за Господом. Про него Господь сказал, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому наследовать Царство Небесное. Фарисей, исполнявший закон, но превозносившийся над ближними, в очах Господа был подобен гробу накрашенному – сверху похож на нечто красивое, а изнутри исполнен нечистотами и безобразностью. Мы понимаем, что свет человеческий не спасает. Дух только животворит, а плоть не пользует нимало. Господь душу Свою положил за творения Свои. Он пережил смерть, богооставленность, мучения, страдания, презрения от людей, который Он же создал, Он же возвысил, которые мало чем от Него отличались. Но эти люди могли лишь презирать и причинять страдания. Господь пришел на землю, чтобы пострадать. И мы пришли ради этого, ради того, чтобы через скорби войти в Небесное Царство. Наш путь Господь определил так: «Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной. Если мы следуем за Христом, значит мы берем крест. Со Христом – значит со крестом. В раю нераспятых нет. Это страшно. Это встреча со смертью. Но иначе чем сквозь смерть невозможно прийти к жизни. Как и в случае с тем зерном, о котором говорил Спаситель в притче, – если оно не умрет, то не оживет. Если мы не умрем для греха, если не пожертвуем собой ради ближнего, если не отвергнемся того, что мы в себе ценим и любим, то жизнь вечная для нас будет закрыта. Это тот урок, который мы стараемся у подножья креста получить, осмыслить, вложить в свои сердца и принять душой. Дай Бог нам этот урок усвоить и в будущем от смерти перейти к жизни вечной, – заключил отец Дмитрий.