07. 01. 2021. Праздник Рождества Христова, Великая Рождественская вечерня

7 января, в праздник Рождества Христова, Великую Рождественскую вечерню возглавил иеромонах Иларион (Хроль).

Ему сослужили иерей Димитрий Трофимов, иерей Владимир Ващенко, диакон Иоанн Косяков, диакон Стахий Таллеров, диакон Арсений Розин.

Событие праздника Рождества Христова

О Рождестве Спасителя и связанных с ним событиях мы знаем от евангелистов Матфея и Луки, а они, вероятно, — со слов Пресвятой Богородицы. Рассказы апостолов различны, но удивительным образом дополняют друг друга.

Матфей говорит не столько о Рождестве, сколько о событиях до и после него: как Ангел рассеял смущение Иосифа Обручника, узнавшего о беременности Девы Марии; как родившемуся Младенцу пришли поклониться волхвы. Лука же начинает с явления Ангела Самой Деве Марии: Ты обрела благодать у Бога, — возвестил Ей Ангел, — и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца (Лк 1:30–33). Далее евангелист Лука описывает обстоятельства Рождества: …вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле… И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи… в город Давидов, называемый Вифлеем… записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:1–7).

Суть праздника Рождества Христова

Рождество Христово — событие, не вмещающееся в сознание. Творец Вселенной, пронизывающий Собой всë сотворенное пространство и при этом не ограниченный им, вечный и всеведущий, абсолютно нематериальный, вошел в наше земное время и пространство, стал одним из действующих лиц человеческой истории!

Сын Божий, ни на мгновение не переставая быть Богом, стал еще и Человеком — раз и навсегда! Сперва — плодом, завязавшимся в утробе Девы Марии; затем — беспомощным Младенцем, рожденным за неимением лучшего в загоне для скота; и наконец — скитальцем-проповедником, вынужденным терпеть все ограничения и тяготы обычной земной жизни, испытывающим голод и жажду, страдающим от холода и зноя, болезней и недосыпания, не имеющим где главу приклонить…

Бог становится человеком. Для чего? Чтобы человек реализовал свое предназначение; чтобы мог снова беседовать с Богом «лицом к лицу», как некогда Адам; чтобы стал незамутненным образом и подобием Божиим.

В «Слове о воплощении Бога-Слова» святитель Афанасий Александрийский объясняет, что у Бога не было иного способа спасти падшее человечество. Людьми, которых Он сотворил для вечной жизни, овладевала смерть; «род человеческий растлевался… и Богом совершённое дело гибло». Человек погибал потому, что нарушил Божию заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. А отменить эту заповедь постфактум Бог уже не мог: тогда Он вступил бы в противоречие Сам с Собою. Не было смысла и ждать от людей покаяния: Бог, конечно, простил бы их, но покаяние не вернуло бы им бессмертия: ведь сколько грехов уже было совершено…

Выходило, по слову святителя Афанасия, «нечто… ни с чем несообразное и вместе неприличное».

Посему-то, говорит он, «бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово приходит в нашу область» и «приемлет на Себя тело, и тело нечуждое нашему», чтобы, во исполнение Своей же заповеди, пострадать и умереть как человек, а затем Божией силой воскреснуть и уничтожить в людях смерть, «как солому огнем».

Коротко говоря, Рождество Христово стало первым шагом, предпринятым Богом с целью спасти Свое творение от греха и его неизбежного последствия — смерти.