Слово иеромонаха Филарета (Кузьмина) в Неделю о мытаре и фарисее

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!

Дорогие братья и сестры, воздавая должное благодарение Святой Троице, приводящей нас ко спасению и торжеству Небесного Царства, обратимся к тому, как мудро и степенно устав церковный вводит нас во дни Великого поста, предваряющего празднование светлого Воскресения Христа, дающего нам непреходящую Надежду на это Царство! В прошлое воскресенье все мы были свидетелями евангельского события, рассказывающего о том, как один человек по имени Закхей, не имея физической возможности видеть Господа, этого Божественного Учителя, проходящего по соседней к нему земле, влезает на дерево и обращает на себя внимание Иисуса. Думаю, что для каждого из нас с вами это пример того, что необходимо прикладывать все возможные силы, ради поиска Истины, ради единства со Христом, ради того, чтобы иметь возможность слышать «глаголы вечной жизни» и самую эту Жизнь. Сегодня же мы слышали притчу о двух молящихся в храме людях. Один из них – фарисей, другой – мытарь. Первый был образчиком внешнего благочестия и примером в несении ига Закона, второй же не отличался этими качествами. Первый говорил Богу о том, что исполняет всё то, что – по его Вере – требует Бог, второй не находил ничего в себе достойного и лишь бил себя в грудь, повторяя «Боже, милостив буди мне, грешному». И вот слова нашего Господа: «сказываю вам, что сей пошёл в дом свой более оправданным, нежели тот, ибо всяк возвышающий себя будет унижен, а унижающий возвысится». Взгляните, в словах Спасителя нет присущей нам категоричности: один спасён, а другой идёт в погибель. Нет, но через эту притчу Бог даёт нам пример того, что является первичным в деле устроения собственного спасения, показывает нам то, что является фундаментом всякой духовной жизни – смирение. И действительно, до тех пор, пока все мы не поймём, что пост, милостыня, иные благочестивые поступки лишь средства, но не самоцель, мы не достигнем искомого оправдания. До тех пор, пока мы будем думать о себе высоко, складывая в уме своём собственные труды и подвиги, мы не сможем обрести мира с Господом. При этом фарисей не получает дурных характеристик от Христа. Нет. Но Он учит нас определённой иерархии духовной жизни, в которой важнейшим является осознание собственного природного нашего недостоинства. Из этой притчи мы видим ясно, что если в нас будет лишь внешнее, то оно останется малостоящим в очах Господа, а если появится мытарево смирение, если поймем, что только сломив гордость, сломив самопревозношение сможем мы получить оправдание, будем иметь плод духовного делания! Эту притчу нам нужно всегда повторять и всегда к ней обращаться, разумно принимая пример и смиренного воздыхания мытаря и исполнения Закона Божьего, коим так дорожил фарисей.
В преддверии поста, когда каждый будет пытаться очистить себя, своего внутреннего человека, нам особенно важно понять, что первично, а что вторично, что действительно важно и ценно для нас. Можно вообще отказаться от вкушения пищи и ничего не приобрести для сокровенного своего человека, можно принести жертву Богу или ближним своим и гордиться этим поступком, принимая похвалы от окружающих людей, а можно принести Господу своё сердце и быть с Ним и обрести самое ценное сокровище – Небесное Царство, которое есть не пища и питие, но мир, правда и радость о Духе Святом, к которым и следует всем нам стремиться, прилагая подобно Закхею все свои силы и возможности жизни, прилагая, подобно фарисею, аскетический подвиг несения ига Христова, всё же это основывая на крепком и неложном фундаменте смирения мытаря, воздыхая во вся дни: «Боже, милостив буди мне, грешному». Аминь!