5 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Ульяновска. Накануне вечером владыка совершил в кафедральном храме всенощное бдение на день воскресный.
За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора Вознесения протоиерей Дмитрий Савельев, секретарь Архиерейского совета Симбирской митрополии иеромонах Филарет (Кузьмин) и духовенство Вознесенского прихода.
После богослужения архипастырь произнес проповедь.
– Дорогие братья и сестры! Всех вас поздравляем с воскресным днем и с приближением Великого поста. Сегодня Господь предлагает нам притчу о мытаре и фарисее, которые пришли в храм, чтобы помолиться. Наши сердца расположены больше к мытарю. Мытарь, встретив Бога, не мог поднять очи свои к небу, но ударяя себя в грудь говорил: «Боже будь милостив ко мне грешнику». Фарисей стоял впереди всех и свою молитву начал словами «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как тот мытарь, который собирает деньги и ворует». Мытарь ушел из храма более оправданным нежели фарисей. В Евангелии не говорится о том, что фарисей не был оправдан. Он тоже был оправдан, но в меньшей степени. В меньшей, потому что свою молитву он начал осуждения, потому что он не осознавал своей греховности, но перечислял лишь добродетели – говорил, что постится два раза в неделю, что отдает десятую часть из всего, что приобретает. Мытарь же только бил себя в грудь, просил у Господа прощения и милости. В прошлое воскресенье мы с вами слышали повествование о другом мытаре – Закхее, который хотел увидеть Иисуса. Закхей знал, что Иисус – Спаситель мира, что Он проповедует совершенно новое учение и открывает человеку Небесное Царство. Мы знаем, что Закхей после встречи с Господом изменил свою жизнь, что пришло спасение дому его. Нам неизвестно, что было дальше с мытарем, о котором мы сегодня читали. Мы знаем только, что, придя в храм, он бил себя в грудь, что он осознавал свои грехи. Но для наследования Царства Божьего недостаточно одного осознания и биения в грудь. Важно деятельное покаяние, важно стремление изменить свою греховную жизнь. Это подвиг, подвиг самоотвержения. Подвиг, к которому должен стремиться каждый православный христианин, идущий за Господом, каждый, кто стремиться жить праведной жизнью. Фарисей мог бы быть праведником, если бы он не осуждал. Дай Бог, чтобы притча о мытаре и фарисее помогла нам понять, как нам идти к покаянию, как приблизиться к Богу в предстоящие спасительные дни Великого поста. Принося покаяние, важно не осуждать других. Мы ведь часто думаем, что не похожи на тех или иных людей. Те – убийцы, воры, они разворовывают государственное имущество или разоряют церковное единство, мы же так не поступаем. Но поступаем не лучше, осуждая ближних своих. Осуждая грех, важно не осуждать грешника, важно понимать, что Господь – наш судья. Все в жизни надо предоставить воле Божией. Нам с вами нужно просить Господа, чтобы Он помог нам снискать смирение, о котором мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Смирение – это первая ступень христианского доброделания. Где смирение, там Бог. Где гордость, где превозношение, там Бога не будет. Пусть Господь поможет нам шаг за шагом приблизиться к тайне Великого поста, пройти Крестным путем и с чистым сердцем и радостью встретить славное Воскресение Господа.