Удивительно и радостно бывает наблюдать, как воплощаются в жизнь значительные творческие замыслы. Одним из таких замыслов, над реализацией которого более 10 лет неустанно трудился приснопоминаемый митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл, было восстановление кафедрального Воскресенско-Германовского собора.
Отношение владыки к иконам собора было очень живым и трепетным. Он неустанно заботился о том, чтобы на аналое всегда находилась икона праздника или святого, день памяти которого отмечает Православная Церковь. Время от времени архиерей приносил в храм отсутствующие в нем редкие иконы из своего личного собрания. Владыка Прокл видел в иконах не вспомогательное средство, направляющее внимание молящихся к первообразам изображенных на них святых и событий священной истории, а святыни, имеющие самостоятельную духовную ценность.
Митрополит очень хорошо разбирался в иконах, отмечал их исторические и художественные особенности, легко отличал ценные иконы от имитаций и подделок. В этой связи нельзя не упомянуть об одной известной в епархии истории. Еще в 1990-е годы, приезжая в гости к отцу Николаю Шитову, Владыка Прокл постоянно обращал внимание на висящую на стене Казанскую икону Божией Матери. Исполняя обещание, данное людям, избравшим его хранителем чудотворной иконы, отец Николай никогда не рассказывал о ее происхождении. Лишь после открытия Жадовской пустыни батюшка сообщил владыке об иконе, сохраненной верными христианами и промыслом Божиим в годы коммунистических гонений на церковь. Надо полагать, что просвещенный взгляд архиерея и без этих объяснений проникал сквозь завесу тайны, покрывавшей чудотворную икону от чужих и враждебных глаз. Появление в епархии этой святыни не только областного, но и общероссийского значения стало мощным импульсом к восстановлению Жадовской обители, получившей от чудотворной иконы свое второе название.
Над собранием икон кафедрального собора владыка Прокл трудился все последние годы со дня его второго открытия в 2010 году. Смысл этих трудов не всегда был понятен окружающим людям. Одни иконы появлялись, другие исчезали, третьи меняли места своего расположения в храме. Прихожане порой удивлялись, не находя на привычном месте знакомой иконы или встречая там какой-то иной, не менее значимый и почитаемый образ.
В связи с этим у меня возникла мысль составить своего рода «карту» храма, на которой можно было бы отразить расположение и некоторые особенности всех находящихся в нем икон. Выслушав эту идею, митрополит отнесся к ней скептически. «Вы что, собираетесь составить подробную инструкцию для жуликов, где что ценное можно утащить из храма?», – спросил он с улыбкой. Я пытался возражать, доказывая, что издание понадобится не жуликам, а в первую очередь, благочестивым прихожанам, которые смогут узнать что-то полезное для себя о почитаемых иконах собора. «Впрочем», – продолжил владыка, – «можете делать свою брошюру. Все равно большинство икон в соборе новые. Свою настоящую ценность они приобретут только лет через сто усердных молитв перед ними». Таким образом, духовный взор архипастыря временами приоткрывал нам не только прошлое, но и будущее.
Стоит особо отметить благословения владыки выставлять те или иные иконы для публичного поклонения. Крестный ход по территории Ульяновской области с чудотворной Жадовской Казанской иконой Божией Матери превратился в традиционное, ожидаемое всеми ежегодное духовное событие первостепенной важности, собирающее многие тысячи паломников и вызывающее неизменное оживление христианской жизни во всех местах прохождения иконы.
Некоторые иконы переносились порой из храма в общественные здания для освящения различных событий культурной и общественной жизни города. Порой это сопровождалось настоящими чудесами. Так в феврале 2012 года замироточила икона святителя Спиридона Тримифунтского, принесенная в здание Ленинского мемориала для поклонения посетителей II Межрегиональной православной выставки-ярмарки «Духовные традиции – богатство России». Многие тогда отметили, что чудо совершилось при соприкосновении святыни с местом памяти главного безбожника и гонителя христианской веры в стране. На следующий год для участия в такой же выставке-ярмарке владыка положил икону святой равноапостольной Марии Магдалины. Теперь эта икона занимает достойное место в Воскресенско-Германовском соборе и пользуется большой любовью прихожан.
Нельзя не отметить неизменную популярность и почитание в народе иконы святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа Симферопольского, с мощами святителя. Эта икона регулярно покидает кафедральный собор и путешествует по разным приходам Симбирской епархии, привлекая к себе сотни и тысячи христиан.
Наверное, каждая икона Воскресенско-Германовского собора заслуживает особых добрых слов и имеет в своей истории немало достопамятных событий. В кратком предисловии не хватит места для того, чтобы уделить им всем должное внимание. Остается добавить, что мы воспользовались полученным от владыки Прокла разрешением, благодаря которому в 2014 году появилась книга «Иконы Свято-Воскресенско-Германовского кафедрального собора», первоначально задуманная как небольшая брошюра. Хочется выразить благодарность всем людям, помогавшим в ее создании и подготовке текста к печати. Надеемся, что эта скромная книжечка несет пользу читателям и служит еще одним поводом для молитвенной памяти о любимом архипастыре.
Протоиерей Дмитрий САВЕЛЬЕВ