9 марта, в неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, день празднования первого и второго Обретения главы Иоанна Предтечи, Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин совершил Божественную литургию в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе Ульяновска. Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора иеромонах Иларион (Хроль), иерей Никита Рыбаков, иеромонах Антоний (Зажеко), иерей Валерий Ставровский, диакон Иоанн Косяков, диакон Григорий Шевченко. За богослужением пел Смешанный хор собора под управлением регента Романа Хитёва.
По окончании Литургии был совершен чин Торжества Православия.
Митрополит Лонгин напомнил молившимся за богослужением прихожанам об истории и содержании этого чина, который совершается в православных храмах только раз в году, в 1-ю Неделю (воскресенье) Великого поста:
— Чин Торжества Православия основывается на чинопоследовании, которым обычно завершались заседания Вселенских Соборов, — когда провозглашались догматы, принятые на Соборе, и перечислялись заблуждения, которые были отвергнуты Церковью. Чтение Символы веры является подтверждением, что вера наша — отеческая, апостольская, та самая православная вера, которая «утвердила всю Вселенную».
В чине Торжества Православия мы вспоминаем победу Церкви над иконоборческой ересью, которая около ста лет беспокоила Церковь. В какой-то момент, казалось, она полностью уничтожила Православие, но по милости Божией и по усердию тех, кто защищал и хранил православную веру, правда и истина восторжествовали. И сегодня Церковь напоминает нам о том, что мы должны знать свою веру, быть внимательными, осторожными и не слушать тех лжеучителей, которые называют себя христианами, но чье учение никакого отношения ни к Евангелию, ни к христианству не имеет.
Празднование Торжества Православия было установлено в 843 году на Константинопольском Соборе в память о восстановлении почитания святых икон после периода иконоборчества в VIII–IX веках в Византии, в благодарность Богу о преодолении одной из самых опасных ересей в истории Церкви. Собор так определил в своем постановлении суть православного почитания иконы: при воззрении на образ ум человека должен восходить к Первообразу — Богу. Поэтому во время совершения чина Торжества Православия в центре храма находятся иконы Спасителя и Божией Матери.
Чин представляет собой особое молебное пение с чтением Евангелия и Символа веры. В чине Торжества Православия Церковь молится Богу — Совершителю нашего спасения — о том, чтобы Он сохранил ее невредимой и непреоборимой от ересей и суеверий, укрепил и сохранил ее верных чад, обратил всех отступивших от веры к познанию истины Христовой.
Возглашается Вечная память защитникам Православия и всем, отшедшим ко Господу в вере и благочестии; поется Многая лета ныне живущим Святейшему Патриарху, архипастырям, пастырям и всем православным христианам, «право содержащим спасительную веру».
На Патриарших и архиерейских богослужениях произносятся также анафемы тем, кто отвергает учение Церкви, создавая ереси и расколы. Анафема — это свидетельство Церкви об отпадении от нее отдельного человека или группы людей.