Вынос Плащаницы

Вынос Плащаницы – иконы Христа, лежащего во гробе – совершается, как правило, днем. В два часа дня плащаницу вынесли из алтаря и установили в центре храма – во «гробе» – возвышении, украшенном цветами.

«Перед нами гроб Господень. В этом гробе человеческой плотью предлежит нам многострадальный, истерзанный, измученный Сын Девы. Он умер; умер не только потому, что когда-то какие-то люди, исполненные злобы, Его погубили. Он умер из-за каждого из нас, ради каждого из нас. Скажете: как мы за это ответственны — мы же тогда не жили?! Да, не жили! А если бы теперь на нашей земле явился Господь — неужели кто-нибудь из нас может подумать, что он оказался бы лучше тех, которые тогда Его не узнали, Его не полюбили, Его отвергли.

 Те люди, которые тогда это совершили, были действительно страшны, но нашей же посредственностью, нашим измельчанием. Они такие же как мы; их жизнь слишком узкая для того, чтобы в нее вселился Бог; жизнь их слишком мала и ничтожна для того, чтобы та любовь, о которой говорит Господь, могла найти в ней простор и творческую силу. И эти люди, подобно нам, это сделали. «Подобно нам», потому что сколько раз в течение нашей жизни мы поступаем как тот или другой из тех, которые участвовали в распятии Христа. Посмотрите на Пилата: он старался сохранить свое место, он старался не подпасть под осуждение своих начальников, старался не быть ненавидимым своими подчиненными, избежать мятежа И хотя и признал, что Иисус ни в чем не повинен, а отдал Его на погибель.» – проповедует митрополит Антоний Сурожский.

 По словам святителя Иоанна Златоуста, во время страшных страданий Господа каждая часть Его святой плоти претерпела бесчестие: глава — от тернового венца, лицо — от ударов и плевков, уста — от поднесения уксуса, смешанного с желчью, уши — от злой хулы, руки и ноги — от гвоздей, рёбра — от копия, а всё тело — от бичевания.

Но страшней телесных мук была боль Христа за людей, предавших на смерть Своего Творца. Так безутешно скорбит отец, глядя на своё заблудшее и неразумное чадо, на своего блудного сына, который всё сильнее и сильнее ввергает себя в погибель.

И, как отец не может остаться равнодушным к несчастью отвергнувшего его сына, так и Христос, претерпевая крестные муки, молит Своего Небесного Отца простить Его мучителей: “Отче! прости им, ибо не знают, что делают”. Этими словами Господь являет великую любовь, стяжать которую он завещал Своим ученикам и последователям.

“Был час третий, и распяли Его, — повествует Святое Евангелие. — И была надпись вины Его: Царь Иудейский”.

“От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух”.

Свершилось немыслимое для Ангелов и человеков. Предвечный Бог, Владыка и Творец мира, умирает на Кресте, чтобы спасти своё любимое создание — человека.

Смерть и погребение Сына Божия Святая Церковь поминает особым богослужением. В третьем часу дня (по иудейскому времяисчислению — в девятом), в час  смерти Иисуса Христа на Кресте в храмах совершается особый чин — Погребение Спасителя.

Во время этого богослужения плащаница выносится священнослужителями из алтаря и возлагается в центре храма для поклонения верующих. Плащаница представляет собой плат с изображением умершего Христа и символизирует ту плащаницу, в которую Господь был обёрнут при снятии с Креста и положении во Гроб.

Плащаница находится в центре храма в продолжение неполных трёх дней — по образу трёхдневного пребывания Иисуса Христа во Гробе.

В Великую Пятницу не положено  совершать Божественную литургию, во время которой хлеб и вино прелагаются в Пречистые Тело и Кровь Христовы, ибо Голгофская жертва была принесена в этот день Самим Христом.

Поклоняясь Живоносному Гробу Господню, мы должны благодарить Спасителя за совершенный Им искупительный подвиг, прося Его о том, чтобы Он покрыл Своим милосердием все наши прегрешения и сподобил нас великой радости — встретить светлый праздник Пасхи Христовой.