День Святой Пятидесятницы

19 июня, в День Святой Пятидесятницы, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска. Накануне вечером владыка в сослужении духовенства города совершил в кафедральном храме всенощное бдение на День Святой Троицы.

За Литургией в день двунадесятого праздника Его Высокопреовященству сослужили ключарь Спасо-Вознесенского собора протоиерей Дмитрий Савельев и духовенство прихода.

По запричастном стихе Литургии проповедь произнес секретарь Архиерейского совета Симбирской митрополии иеромонах Филарет (Кузьмин):

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Именно так, с призыванием Отца, Сына и Святого Духа мы, православные христиане, начинаем все благие дела в нашей жизни. Именно так, с призыванием Отца, Сына и Святого Духа, начинаем мы наши молитвы. Именно так, с призыванием Святой Троицы, начинаем мы совершение самого важного, что есть, и что может быть в нашей жизни – Божественной литургии. Мы говорим: «Благословенно Царство Отца, Сына и Святого Духа». А где это Царство Отца Сына и Святого Духа, которое благословенно? Это Царство является нам здесь, в богослужении. Откровение этого Небесного Царства, происходит сейчас, в Божественной литургии. Каждый из нас с вами, христиан, должен стремиться к этому Царству. А что же говорит Христос о нем в Евангелии? Когда Христос приходит к апостолам, когда Он приближается с проповедью к ним, Он говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Царство Божие есть не пища и питие, но мир, радость и правда о Святом Духе, которая достигается во Христе Иисусе, нашем Господе, сейчас, когда мы присутствуем за Божественной литургией, когда Сам Господь призывает каждого из нас с вами стать причастником Тела и Крови Его. Это и есть Небесное Царство, потому что там, куда мы стремимся с вами, там, в Небесном Царстве, святые всегда находятся в единстве с Богом. Они всегда находятся в единстве со Христом. И об этом единстве были проповеди святых апостолов, после того как Дух Святой сошел на них в Сионской горнице. Сегодня мы с вами собрались в этом святом храме, чтобы обратить мысль свою к тем дальним временам, когда апостолы были всего лишь людьми, которые еще не понимали толком, в чем их призвание. Несмотря на то что они вместе со Христом много путешествовали, они не могли понять того, что Он говорит им. Спрашивали, не в это ли время восстанавливает Он Царство Израиля. Но на самом деле слова нашего Господа были о другом Царстве. Но на самом деле слова нашего Господа были о новом человечестве, которым мы становимся в Церкви Божией. И вот эти апостолы – а их совсем немного было, учеников его – они собираются, чтобы в единодушии вместе молиться, и в день Пятидесятницы Господь ниспосылает Духа Святого Своего на этих учеников. И с тех пор они, обладая Святым Духом, обладая благодатными Его Дарами, денно и нощно трудятся для того, чтобы насадить Церковь. Подумайте над этим. Они ежедневно в продолжение месяцев, в продолжение многих лет переходят из одной области в другую, преодолевая огромное количество километров, сталкиваясь с постоянной угрозой для жизни. Ради чего они это делали? Ради того, чтобы всему человечеству рассказать о той великой благодати, которая дарована человечеству. Они возвещали Евангелие. И вот мы с вами, братья и сестры, собираемся так же, как и эти апостолы в одном храме. Как и святым апостолам, нам преподаются Тело и Кровь Господа. И подобно святым апостолам некогда и нам был ниспослан Святой Дух. Он был подан каждому из нас после Таинства Крещения в Таинстве Миропомазания. Поэтому и мы с вами – ученики Христа. Мы с вами – апостолы Христа в этом мире. Мы с вами подобно им призваны к постоянной проповеди. Как осуществлять эту проповедь? Кто-то может сказать, что мне не дан дар слова. А кто-то может сказать, что у меня нет возможности переходить из одного города в другой. Многое можно сказать, но мы-то с вами знаем, что проповедь совершается делом в первую очередь, жизнью христианской. Проповедь не в словах. Говорить можно очень долго, красиво, замечательно, этому можно научиться. Но невозможно научиться передавать дар христианства делом. Если живешь ты как христианин, то человек, который рядом с тобою, должен удивляться твоей жизни и говорить: «как замечательно живут христиане! Я хочу так же жить». В этом основная задача проповеди. Так поступали апостолы, так поступали мужи апостольские. Так поступали все христиане древней Церкви, которые бок о бок жили с язычниками. Они своим собственным примером, своей жизнью призывали других людей быть христианами, быть со Христом. Они показывали, что это такое на самом деле. Мы, к сожалению, очень часто остаемся христианами на словах. Но каждому из нас с вами всегда подается возможность к исправлению, ибо Господь любит каждого из нас с вами и всегда готов дать нам шанс к покаянию. Нужно воспользоваться этим, нужно услышать слова Христа «покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Сейчас закончится Литургия, и мы все с вами пойдем в свои дома. Будем встречаться с нашими друзьями близкими и дальними, иногда даже с незнакомыми людьми. Что должны мы вынести из этого богослужения? Замечательные слова: «С миром изыдем». Мы должны мир вынести из церкви, с нашего собрания и перенести его в окружающую действительность. Мы должны этот мир христианский подарить другим людям. Вот тогда это будет настоящей проповедью. Вот тогда мы с вами будем настоящей Церковью. Мы очень часто говорим: «Я пойду в церковь», подразумевая под этим стены храма, называя церковью некое строение. Но Церковь-то, братья и сестры, это мы с вами. Церковь – это все мы, от патриарха до последнего пономаря в храме. Каждый человек может быть единым со Христом. Где двое и трое собираются во имя Христа, там Он посреди них. Вот что есть Церковь. Церковь – это благодатное единство человека и Бога. Каждый из нас – часть большой, единой, неделимой Церкви. Каждый из нас с вами ответственен за то, что происходит в Церкви, что случается с Церковью. Каждый из нас с вами должен в меру своих сил и возможностей влиять на положение Церкви, помогать Церкви. Какая эта Церковь, о которой я говорю? Если вы молитесь каждое утро, то вы знаете, что в правиле существует Символ веры. Мы говорим, что мы веруем во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Кто из нас задумается, что такое единство? Что такое святость, соборность или апостоличность Церкви нашей? Мы говорим, что Церковь едина, но мы знаем, что у нас очень много разделений – как же так? Ведь часто бывает так, что даже внутри самой Церкви люди друг друга не любят. Люди живут не единством, а разделением и призывают других к этому. Как с этим быть? На это отвечает нам Церковь, что единство зиждется на самой личности Иисуса Христа. И всякий, кто со Христом, тот в Церкви, тот един. Всякий же человек, который сеет нечто противное единству, тот от этого единства отсекается. Сначала, быть может, незримо, а затем и видимым образом. В Церкви можем находиться все мы. Церковь свята, но при этом каждый-то из нас грешен. Но Церковь освящается самим Христом. Церковь животворится Духом Святым. Какими бы мы с вами ни были грешными людьми, приходя сюда, в храм Божий с покаянным искренним чувством глубокого раскаяния, мы же можем приблизиться к Богу. Мы же можем быть с Ним святым, приобщаясь Святого Тела и Крови Его, которая очищает нас от всякого греха. В этом святость Церкви, ибо свят Господь Бог наш. И всякий, кто к Нему движется, тоже становится близким к святости. Церковь соборна, потому что здесь важен каждый человек, кем бы он ни был – епископом, священником, диаконом, просто мирянином. Церковь соборна, и поэтому все, что случается в Церкви, случается в единстве человеческого и божественного мнения, ибо «Изволися Духу Святому и нам» – говорили апостолы. Церковь соборная, вселенская, она простирается от одного края земли до другого вне зависимости от времени и пространства. И ходя в церковь здесь, в России, мы исповедуем ту же веру, что и распространяли святые апостолы по Римской империи. В этом апостоличность Церкви. Так вдумайтесь, братья и сестры, каким сокровищем веры мы обладаем с вами. И какая ответственность сохранения собственной веры лежит на каждом из нас с вами. Сейчас мы – ученики Христовы и мы собираемся вокруг Чаши Его для того, чтобы приобщиться Тела и Крови. Мы просим благодати Святого Духа для того, чтобы жить и действовать в этом мире. Поэтому каждому из нас с вами, коль скоро являемся мы частью Церкви, нужно заботиться о самом важном – о вере, о сохранении веры, о преумножении веры, и о том, чтобы мы, подобно апостолам, могли поделиться нашей верой через добрую жизнь нашу, через добрые поступки с ближними и дальними нашими. В этом задача нас, как учеников, нас, как апостолов Христовых в этом суетном и многомятежном мире. Аминь!»

По завершении вечерни праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв с Днем Святой Троицы прихожан собора поздравил митрополит Анастасий.

 – Всех вас, дорогие братья и сестры поздравляю с праздником Святой Пятидесятницы! Хотелось бы, чтобы каждого из вас коснулась благодать Святого Духа. Мы соприкасаемся этой благодатной силы в Таинствах Церкви, но для приобщения благодати помимо участия в Таинствах от нас требуются постоянные напряжения ума, сердца, воли. Благодать Святого Духа дается только тем, кто ищет Царства Божьего, кто соблюдает заповеди Божьи, кто сохраняет верность Христу. Пусть Господь благословит нас и поможет нам стяжать благодать Святого Духа, чтобы мы безропотно прошли наш жизненный путь, сохранили себя как образ Божий и стали наследниками вечного Царства, где Святая Троица – Отец Сын и Святой дух – благословляет и освящает каждого человека, – сказал владыка.

Отметим, что перед богослужением с праздником Святой Пятидесятницы верующих также поздравил врио Губернатора Ульяновской области Сергей Морозов. Поучаствовав в молитвенных торжествах в Спасо-Вознесенском соборе, глава региона отбыл в село Прислониха для закладки храма, который будет построен на месте утраченного в результате пожара старинного храма Богоявления Господня.

Другим важным событием воскресного дня стало подписание соглашения о сотрудничестве в деле восстановления Спасского женского монастыря в городе Симбирске. Свои подписи на документе, представляющем историческую важность, поставили глава Симбирской митрополии митрополит Анастасий, врио Губернатора Ульяновской области Сергей Морозов, депутат Ульяновской Городской Думы V созыва Игорь Любченков, представляющий благотворительную организацию «Доброе дело».

Перед праздничным богослужением в кафедральном соборе правящий архиерей выразил благодарность инициаторам восстановления Спасского монастыря.

 – Я очень благодарен Сергею Ивановичу за то, что он нашел время именно в этот день, в праздник Святой Пятидесятницы, совершить это историческое событие, и Игорю Владимировичу за то, что он взял на себя это одновременно тяжелое и легкое бремя. Если мы будем призывать помощь Господа, Господь обязательно поможем нам созидать то, что направленно на возрождение души человеческой, на возрождение нашего Отечества, на возрождение той былой красоты, которой славился наш прекрасный город. Я надеюсь, что воссозданная обитель в будущем будет не только внешним украшением нашего города, но и его душой. Самое главное, чтобы здесь, на нашей Симбирской земле, возродилась монашеская жизнь. Монашество – это сердце нашей Церкви, –заключил владыка.