Митрополит Анастасий совершил первую в этом году пассию
Вечером 27 марта в храмах Симбирской епархии была совершена первая в этом году служба страстям Христовым. Митрополит Анастасий возглавил служение Пассии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.
Пассия – (лат. «страдание») – особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа.
Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм.
Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой – 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей – 22 и 23 от Луки, на четвертой – 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.
После чтения Евангелия ключарь собора протоиерей Дмитрий Савельев обратился к верующим со словом проповеди.
– Великий пост – это время сопутствия страстям Господним. Легко приходить к кому-то торжествующему. Легко быть спутником победителя. Легко разделить трапезу радости и веселья. Легко триумфально проходить по миру. Но в жизни каждого человека должно быть время, когда мы не просто торжествуем, не просто находимся в триумфе, но скорбим и соприкасаемся со смертью. Когда мы находимся возле Христа, это чувство особенно сильно и глубоко. Потому что со смертью встречается Тот, для Кого это никоем образом неестественно. Самый активный деятель этого мира, самый большой Творец оказывается страдающим. Тот, Кто является вершителем судеб мира, оказывается судимым. Тот, Кто есть путь, истина и жизнь, оказывается умирающим. Мы же оказываемся спутниками этого скорбного пути. Очень неприятно, тяжело и даже страшно бывает заглядывать за эти границы, потому что каждому из нас этот путь заповедан по своей природе. Рано или поздно мы должны взглянуть за границы бытия и встретиться с бездной смерти. Встретиться с разлучением со временем, с жизнью, радостью и иным содержанием, наполняющим временную жизнь. Быть со Господом – значит быть не только в торжестве и радости, но и в Его страданиях и Его смерти. Быть со Христом – значит быть со крестом. Господь принял на себя страдания всего мира. И если рассуждать о причинах таких исторических событий как страдания и смерть Господа, то можно осознать, что причины в уклонении творения Божия от Его воли. Наши грехи привели к страданиям Творца, Чье творение оказалось не на высоте от Его собственного замысла. Каждый из нас имеет богатое избранничество, жребий богоподобия. Мы имеем призвание быть носителями истины. Мы имеем призвание быть носителями высшего добра, послушания воле Божией и исполнения этой воли во всем мире. Но почему-то каждый из нас уклонился от избрания Божьего. Мы думаем, что раз мир когда-то давно пал в грех виною праотцов, виною далеких предков, виною тех людей, которые были современниками земной жизни Спасителя, виной наших дедушек и бабушек, мир приобрел великую энергию угасания. Великую инерцию сползания с высоты к смерти, злобе, разрушению, всеобщей деградации. Но ведь всех нас Господь создал людьми богоподобными и свободными, а это значит, что каждый из нас может жить так, как будто бы история мира начинается с нас, как будто сегодняшний день есть день решающий не только для нашей жизни, но и для всего мира. Данной нам свободою мы можем прославить Господа. Задача и призвание каждого человека есть прославление Господа жизнью своей. Но мы чаще всего Господа не прославляем, а ругаем Его и живем так, что на нашем примере безбожники говорят, что христиане есть те люди, в ком учение Божье бывает посрамлено, а образ Божий поруган их собственной жизнью. Но мы надеемся на то, что вместе со Господом, с Его страданиями, к которым мы можем быть причастны, с Его смертью, которой мы можем стать участниками, как Господь стал участником жизни каждого из нас, мы можем обрести и тот спасительный путь преодоления смерти, который Господь показывает всем в образе Своих страстей, в образе Своего умирания и в образе Своего будущего Воскресения, в ожидании которого мы с вами живем и в этот Великий пост и во все дни нашей жизни. Тот Символ веры, который мы читаем каждый день, включает в себя слова «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Вот та смерть, которой мы с вами причастны. Пока еще эта смерть греховная, но может быть смертью искупительной, смертью Христовою. Она есть залог будущей жизни, к которой придет каждый, кто идет со Господом по Его крестному пути. Да поможет нам Господь с него не свернуть, – сказал отец Дмитрий.
Напомним, что слово «пассия» по-латински означает «страдание». Это особое богослужение, посвященное спасительным страданиям Господа нашего Иисуса Христа, состоящее из акафиста страстям Господним и чтения евангельского отрывка, описывающего страдания Спасителя. Совершается это богослужение 4 раза в год – во 2, 3, 4 и 5-ю недели Великого поста. Чин пассии составлен в середине XVII века митрополитом Петром (Могилой).