Вечером 10 марта, в Прощеное воскресенье, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий совершил вечерню с чином прощения в Спасо-Вознесенском кафедральном кафедральном соборе. За богослужением владыке сослужили ключарь Спасо-Вознесенского собора протоиерей Дмитрий Савельев, секретарь Архиерейского совета Симбирской митрополии иеромонах Филарет (Кузьмин) и духовенство прихода Вознесения Спасителя.
Первая часть службы совершалась в светлых облачениях. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы.
После отпуста вечерни митрополит Анастасий совершил чин прощения и обратился к верующим с архипастырским словом.
Дорогие братья и сестры! В этот святой вечер мы вновь собрались в храме для того, чтобы подготовиться ко входу в Великий и спасительный пост. Что же побуждает нас к этому делу, полезному не только для души, но и для тела? Нас побуждает внутренний голос, который напоминает нам о том, что мы потеряли в этой жизни. Через грехопадение первого человека все человечество потеряло райское блаженство. Все мы являемся сынами Адама. Все мы являемся наследниками грехопадения. Сегодня вместе с Адамом мы сидим у ворот рая, оплакиваем то, что мы потеряли, и просим: «Боже, милостив буди мне грешному». Этот вопль с земли доносится с момента грехопадения, с того самого времени, когда человек поддался искушению врага нашего спасения, когда он стал служить не Богу, а греху, плоти и диаволу. Этот вопль будет доноситься до скончания века. С первого дня Великого поста мы будем особенно просить Господа о милости, о том, чтобы Он открыл нам двери Небесного Царства, чтобы через единение с Господом мы приобрели вечный покой, к которому должен стремиться каждый верующий человек. Море житейское обуревает нас. Оно поглощает каждого человека. Мы не замечаем, насколько оно погибельно, из одной бури мы переходим в другую. Многие ли могут сказать, что мы на земле живем радостно и счастливо? Нет. С рождения человек борется со стихиями мира, со своими страстями, с врагом нашего спасения. Человек приходит на землю для того, чтобы умереть. За этот период, от рождения до смерти, мы должны сделать все, чтобы наша бессмертная душа наследовала жизнь вечную. «К тихому пристанищу твоему притек вопию Ти». Счастлив тот человек, который обретает тихое пристанище. Тихое пристанище – это Церковь Христова, это ее Таинства, это жизнь во Христе и со Христом. К этому тихому пристанищу каждый человек должен сам устремиться. Нужно приложить все силы, чтобы это пристанище стало надежной гаванью, где бы можно было укрыться от всех стихий мира, от всего того, что топит человека в этом море житейском.
На протяжении месяца мы слышали голос Церкви, показывающий нам, как человек может приблизиться к Богу. Начальник мытарей Захкей, узнав, что Христос будет проходить через селения, где он жил, захотел Его увидеть. А мы с вами хотим ли видеть Господа? Презираемый всеми мытарь Захкей залез на дерево, чтобы увидеть Спасителя мира, Который проходил мимо него. Закхей принял Господа в своем доме. Каждому из нас Господь может сказать: сын Мой, дочь Моя, сегодня я буду у тебя в доме. Это возможно, если мы откроем Господу свое сердце.
Не просто так нам предлагаются образы грешников, которые пожелали очистить свое сердце. Нам показывают, что мы не погибнем, пока будем стремиться быть с Господом. Мытарь, известный нам по притче о мытаре и фарисее, вышел из храма оправданным. Он ничего хорошего в жизни не делал, но получил прощение лишь за осознание своей греховности. Он не мог поднять глаза к небу, но лишь повторял: «Боже, милостив буди мне грешному». Этот вопль будет возноситься с земли до тех пор, пока у нас будет надежда на милость, до тех пор, пока Господь не придет осудить нас за грехи и открыть двери Царства Небесного тем, кто будет этого достоин.Господь к каждому идет навстречу, надо только сделать первый шаг, как сделал этот шаг блудный сын. Он заблудился, ушел в страну далекую, но все-таки пришел в себя и возвратился в объятия любящего отца. Мы с вами осуждаем блудниц, прелюбодеев, воров, убийц, а Господь и к таким людям идет навстречу. Если человек сделает маленький шажок к Богу, Отец Небесный устремляется к Нему, обнимает его, возвращает ему сыновоство, от которого он некогда отказался ради жизни во грехе.
Далее Святая Церковь напоминает нам о том, как опасен наш земной путь. «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Мы ходим в храм, мы очень заняты, у нас нет времени, чтобы навестить одинокую соседку и узнать, как она. Кто-то отдал своих родственников в дом престарелых, и мы, конечно, осуждаем. Но, осуждая других людей, мы осуждаем самих себя, осуждаем на вечные мучения. К нам будут обращены слова Господа: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Посмотрите, как опасно мы живем, насколько страшна наша земная жизнь.
Последнее перед Великим постом воскресенье, в которое вспоминается изгнание Адама из рая, также должно язвами отозваться в нашей душе. Мы потеряли самое дорогое из того, что имели – единение с Богом.
Это воскресенье называется прощеным воскресеньем. Мы все привыкли просить друг у друга прощения машинально. На словах простить – это одно. Но если любви нет, если в сердце остается обида, то едва ли мы можем говорить о том, что простили ближних своих. Посмотрите, на какую высоту поднимает нас христианство… Церковь призывает нас простить ближних своих, забыть о тех ранах, которые они нанесли нам, полюбить их. Как полюбить? Своими силами мы этого не можем сделать. Поэтому-то мы и просим, чтобы Господь укрепил нас в любви к ближним, чтобы Он дал нам сил примириться с тем, что нас раздражает. Через смирение, терпение, кротость во дни поста мы должны приблизиться к Богу. Я понимаю, что ступень смирения слишком высока. Но мы можем постараться не осуждать, не клеветать, не обижать другого человека. В эти дни нужно меньше говорить друг с другом, а только с Богом беседовать. «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…». С молитвой преподобного Ефрема Сирина мы вступаем во дни святой Четыредесятницы. Прекрасен этот вечер, когда мы собираемся в храме и просим друг у друга прощения. Давайте постараемся возлюбить друг друга, давайте проявим христианскую любовь к окружающему миру, к людям, которые как нам кажется, неправильно поступают. Господь всем нам судия. Все нужно предать суду Божьему. Да хранит нас Господь от всех тех язв, которые разрушили наше общение с Богом, которые являются следствием отсутствия в нас Царства Божьего. На протяжении святого поста мы должны молить Господа о том, чтобы Он помог нам приблизиться к Нему, чтобы мы почувствовали радость единения с Богом. Чтобы, оплакивая грехи, мы имели надежду на то, что Господь не отринет от нас, а вернет нам потерянное сыновство, вернет Царство, которое человек уже здесь, на земле, может созидать в сердце своем.В этот святой вечер, я вместе со всем нашим духовенством, прошу у вас прощения, братья и сестры! Не так, как хотелось бы, мы руководим Церковью Христовой. Многое зависит от пастырей. Куда поведут пастыри, туда и пойдет народ Божий. Простите нас, грешных и недостойных своих пастырей, и помолитесь о нас, о том, чтобы Господь укрепил нас в следовании за Ним, в трудах на благо многолюдной и многоликой паствы нашей Симбирской епархии. Дай Бог, чтобы Церковь наша укреплялась, чтобы никакие расколы не возникали на нашей земле. Пусть Господь царствует и руководит нашей жизнью. Простите нас, грешных, и помолитесь о нас!