Неделя преподобного Иоанна Лествичника

В Неделю преподобного Иоанна Лествичника митрополит Анастасий совершил Литургию В Спасо-Вознесенском соборе

10 апреля, в Неделю 4-ую Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска. Накануне вечером владыка совершил в кафедральном храме всенощное бдение на день воскресный.

За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора Вознесения Спасителя и сотрудники епархиального управления в священном сане. Проповедь перед причастием произнес ключарь Спасо-Вознесенского собора протоиерей Дмитрий Савельев:

«– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в пятую Неделю Великого поста, Святая Православная Церковь вспоминает одного из своих великих сыновей – святого Иоанна Лествичника. Это монах, который жил в VI веке по Рождеству Христову в монастыре на горе Синай. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений. Ближе к концу жизни, один из его сомолитвенников игумен Раифского монастыря попросил святого Иоанна сойти мыслью с высот небесных и обратить свое внимание на тех новоначальных иноков, которые хотят получить монашеского совершенства, совершенства духовной жизни, и дать им достойное поучение. Снизойдя к этой просьбе, Иоанн написал книгу «Лествица Божественного восхождения». Эта книга с VI века по Рождеству Христову по наш XXI век (на протяжении уже полутора тысяч лет) почитается всей Православной Церковью.

Понятие «Лествица в небеса» впервые появилось в Книге Бытия, когда патриарх Иаков по пути в Хоран уснул и увидел сон, как лестница земли доставала до небес, по ней сходили ангелы Божии и восходили в небеса, и сам Господь с этой лестницы говорил с патриархом. Впоследствии сам Господь Иисус Христос в Евангелии от Иоанна говорил: «Отныне увидите небо отверсто и ангелов Божиих восходящих и нисходящих оттуда». Образ лестницы – это образ нашего духовного совершенства. С тех пор этот образ неоднократно помогал всем, кто восходит к духовным высотам. Мы знаем, что есть даже икона «Лестница святого Иоанна», на которой изображена эта лестница от земли до самых небес. На ней многие люди пытаются подняться к небесам, а бесы крючьями стаскивают их назад. Некоторые падают вверх ногами глубоко и сокрушительно, потому что с любого уровня духовного совершенства возможно падение. Некоторые люди, достигшие самой высокой степени молитвы, аскетических подвигов и иных духовных совершенств также оступаются и оказываются далеки от Церкви. Если после падения они все еще хотят спастись, они прилежно приходят опять к первой ступени и стараются подняться, начиная восхождение вновь. Понятно, что после падения это восхождение будет более тяжелым, потому что, оступившись, человек потерял свою первоначальную силу и благодать, дарованную Богом, и потерпел значительное духовное поражение в этих падениях.

Лествица святого Иоанна состоит из тридцати слов или глав. В первых трех словах автор повествует о том, что должны оставить люди, чтобы взойти к небесам. Он пишет об оставлении мира, об отречении от себя и отделении от людей. Далее святой Иоанн говорит о тех грехах, которыми бывает мучимо и сокрушаемо человечество – грехах блуда, чревоугодия, гордости и других. Более половины книги занимают советы о борьбе с разными страстями. Более пятнадцати глав святой Иоанн подает монахам свои старческие поучения и делится духовным опытом о том, как все-таки человеку возможно преодолеть гнев, уныние, чревоугодие, похоть и иные страсти, которые не дают нашей душе стать полностью свободной и вознестись к небесам горним, к высотам спасения.

Вот что, к примеру, говорит святой Иоанн о борьбе с чревоугодием: «Богопротивный Евагрий воображал, что он из премудрых премудрейший, как по красноречию, так и по высоте мыслей: но он обманывался, бедный, и оказался безумнейшим из безумных, как во многих своих мнениях, так и в следующем. Он говорит: «Когда душа наша желает различных снедей, тогда должно изнурять ее хлебом и водою». Предписывать же это малому отроку, чтобы он одним шагом взошел на самый верх лестницы, не должно».

Этот способ борьбы с чревоугодием святой Иоанн осуждает и говорит, что «хитрого нашего чрева должно и нам употребить благоразумную осторожность; и когда нет сильной плотской брани, и не предстоит случая к падению, то отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую. Если можно, давай чреву твоему пищу достаточную и удобоваримую, чтобы насыщением отделываться от его ненасытной алчности».

Много говорит святой Иоанн о борьбе с блудом. Так, он пишет: «Плоть наша постоянно разжигает и искушает нас. Ибо все существующее по природе своей ненасытно желает сродного себе: кровь — крови, червь — червя, и брение — брения; а потому и плоть сия желает плоти, хотя понудители естества и желатели царства небесного и покушаются прельщать сию прелестницу различными ухищрениями. Блаженны неиспытавшие вышеописанной брани. И так будем молиться, да избавит он нас навсегда от такого искушения. Поползнувшиеся и падшие в сей ров далече отстоят от восходящих и нисходящих по оной лестнице Ангелов; и к такому восхождению, после падения, потребны для них многие поты со строжайшим пощением».

Интересно святой Иоанн говорит о собеседовании со своею плотью. Он рассуждает о том, как ему победить плоть, ибо если человек умертвит ее, то с чем будет спасаться? Если человек одержит над ней победу, то сам же останется без сил и без крыльев и не сможет восходить к небесам. «Как я могу вести с тобою брань?», – спрашивает Иоанн свое собственное тело. И отвечает ему тело: «Не скажу тебе того, чего и ты не знаешь; но скажу то, о чем мы оба разумеем. Я имею в себе отца своего самолюбие. Внешние разжжения происходят от угождения мне и от чрезмерного во всем покоя; а внутренние от прежде бывшего покоя и от сладострастных дел. Зачавши, я рождаю падения; они же, родившись, сами рождают смерть отчаянием. Если явственно познаешь глубокою мою и твою немощь; то тем свяжешь мои руки. Если гортань умучишь воздержанием; то свяжешь мои ноги, чтобы они не шли вперед. Если соединишься с послушанием, то освободишься от меня; а если приобретешь смирение, то отсечешь мне голову».

Еще я хочу рассказать о некоторых афоризмах, которые записал в этой книге святой Иоанн, духовной брани и борьбе со своими страстями.

Например, он пишет: «Как слепец – неискусный стрелок, так и ученик прекословный погибает. Или «Как закаленное железо может наострить незакаленное, так и брат усердный часто спасает ленивого».

То есть если мы спасаемся, то лучше, когда мы спасаемся вместе. Тогда более усердные, энергичные, ревностные на пути спасения могут отстающим оказать помощь и воодушевить их к тем усилиям, на которые отстающие, может быть, сами бы не осмелились.

Или в обратном направлении: «Как облака закрывают солнце, так и греховные помыслы омрачают и губят ум».

Или о посте: «Как получивший смертный приговор и идущий на казнь не беседует о народных зрелищах, так и искренно оплакивающий грехи свои не будет угождать чреву». «Как море и невольно укрощается елеем: так и пост угашает и невольные разжжения плоти».

Очень много и поэтически святой Иоанн пишет о молитве. «Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания…».

Молитвой мы открываем свои души. Если мы что-то фантазируем о себе, то в ходе молитвы через устремление к небесам и проникновение в свою душу мы понимаем, что мы думаем на самом деле, что мы чувствуем, что мы имеем на душе своей, с чем можно согласиться, от чего следует отречься и излечивать раны душевные покаянием.

Самое высокое совершенство, о котором писал Иоанн Лествичник в своей книге, это тридцатая ступень совершенства любви. О любви он сказал, что эта ступень не имеет следующей, потому что она не имеет окончания и в любви человек совершенствуется как на земле, так и в небесах, уже войдя в Царство Небесное. Даже святые совершенствуются в этом совершенстве.

Великая книга «Лествица» святого Иоанна есть учебник восхождения. Если эту книгу мы будем иногда читать, то мы обретем замечательную пользу и получим руководство, чтобы каждый из нас смог от земли войти на небо вместе с ангелами небесными. И даже если у нас не так много сил, если мы люди старые, немощные, то ступенька за ступенькой, последовательно, шаг за шагом мы можем все-таки взойти от меньшего совершенства к большему. Таким образом, святой Иоанн дает нам компас и руководство к нашему спасению. Аминь!»

После богослужения с архипастырским словом к прихожанам обратился митрополит Анастасий:

 

«–  Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с воскресным днем и с окончанием четвертой седмицы Великого поста! Сегодня за богослужением мы с вами слышали евангельское повествование об исцелении бесноватого. К сожалению, это событие, не касается наших с вами сердец. Мы не отождествляем себя с этим бесноватым, считаем, что мы не такие как он. Мы православные христиане, ходим в церковь, ничего плохого не совершаем и с ужасом смотрим на людей, которые кричат в храме и своим внешним видом показывают, что в них происходит что-то неладное. Мы же все это неладное внутри носим. Мы носим заряд, который получаем от врага нашего спасения. В нашем сердце господствуют злоба, ненависть и вражда. Любовь же к Богу и к ближнему не присутствует в нашей жизни. Так происходит, потому что далеки мы от Царства Божьего. Мы такие же бесноватые и мы нуждаемся в исцелении. Господь указывает нам путь исцеления. Он говорит: «Род сей изгоняется молитвой и постом». Это два крыла, на которых мы можем подняться от обыденной жизни греховной и увидеть свет Божий. Темные силы отступят от всякого человека, который приблизится к свету. Я хотел бы пожелать, чтобы оставшиеся дни Великого поста были для каждого из нас спасительными. Искушения в эти последние недели поста, конечно, будут. Никуда нам от них не деться, ведь враг не дремлет и ищет нашей погибели. Чем ближе человек приближается к Богу, тем больше в его жизни искушений от мира, плоти и дьявола. Но с Божией помощью все эти искушения и испытания можно преодолеть. Пусть Господь поможет нам в эти святые дни хоть чуть-чуть приблизиться к Нему и сохранить себя от наития бесовского, которое может сделать наше сердце вертепом греха. Пусть Господь царствует в нас и повелевает всеми нашими чувствами, нашим умом, волей и сердцем,»– сказал архипастырь.

В завершение своего слова владыка поздравил причастников с приобщением Святых Христовых Таин:

« – Сегодня вы приняли в свое сердце самого Христа! Пусть Господь всегда живет в вашем сердце, хранит вас и сопровождает на всех путях многотрудной жизни!»