9 сентября, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Ульяновска. Накануне вечером владыка митрополит совершил в кафедральном соборе всенощное бдение на день воскресный.
За Литургией архипастырю сослужили ключарь Спасо-Вознесенского собора протоиерей Дмитрий Савельев, секретарь Архиерейского совета Симбирской митрополии иеромонах Филарет (Кузьмин) и духовенство прихода.
В завершение богослужения владыка произнес проповедь.
– Дорогие братья и сестры! Всех вас поздравляем с воскресным днем! Сегодня мы слышали евангельское повествование о том, как один из фарисеев – а Господа всегда окружали книжники и фарисеи, которые хотели обличить Его и найти возможность предать Его смерти – спросил, какая наибольшая заповедь в законе. Фарисей не называл Учителя благим, как это сделал юноша, некогда обратившийся к Спасителю с аналогичным вопросом. В ответ на вопрос фарисея Господь говорит: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Евангельский юноша, о котором я вам сейчас напомнил, отвечал, что все это он сохранил от юности своей. Фарисей же молча выслушал Господа. Ему не нужен был ответ на вопрос – он прекрасно знал закон Божий. Фарисей приходил, чтобы искусить Господа. Как можно возлюбить Господа всем сердцем своим, всей душой своей? Апостол Павел говорит, что нельзя любить Бога, ненавидя брата своего. Если у нас нет любви к людям, которые живут рядом с нами, то о чем можно говорить? Порой нам недостает любви к самым близким и родным людям, к матерям, отцам, которые находятся в бедственном состоянии. Мы хотим пройти мимо, лукавим, идем против своего сердца, против Бога. Размышляя об ответе, который Господь дал тому благочестивому юноше, мы понимаем, что от нас с вами Господь не требует тотчас продать все имение. Но Господь хочет, чтобы мы поделились с ближним тем, что имеем. Мы же с пренебрежением относимся к страждущим людям. Свысока мы смотрим на людей, которые выпали из социальной жизни, осуждаем и обличаем бомжей и пьяниц. Мы говорим: посмотрите, до чего они опустились, не пытаясь поставить себя на их место, не пытаясь прочувствовать их боль. Пьяницы, которых мы «любим» осуждать, не имеют свободной воли, они порабощены греху и страстям своим. Эти бедные, несчастные люди нуждаются в нашем сочувствии. Иногда нужно не материальную помощь оказывать, а просто улыбнуться такому человеку, не стыдиться их, показать им, что они – наши братья и сестры. В этом и проявится наша любовь к ближним и к Богу. Любить надо не на словах. Нужно делами отвечать на ту любовь, которую Господь проявляет к нам. Хотел бы пожелать, чтобы мы не окостеневали в бесчувственном состоянии к окружающему миру, чтобы мы находили средства и возможности проявить любовь к ближним своим. Как приятно нам самим бывает, когда кто-то придет и поддержит нас, когда нас навещают в больнице, когда близкие и дальние скрашивают минуты нашего одиночества, поддерживают нас. Тогда наше сердце умягчается, нам хочется благодарить Господа и ближних своих. Через людей мы можем полюбить Творца, который печется о каждом из нас. Хотел бы пожелать, чтобы любовь Божия не отходила от нас, чтобы мы горели этой любовью, как горели ей святые подвижники, которые отрешались от себя. Преподобный Серафим при встрече с каждым человеком кланялся ему как образу Божьему, каждого он встречал словами: «Радость моя, Христос воскрес!». Преподобный Серафим радовался о каждом человеке, приходящем к Богу, и даровал каждому надежду на победу над миром, во грехе лежащим, над всеми земными тяготами, которые огромным комом сваливаются на наши души. Пусть Господь дарует нам памятование о том, что мы – должники у Бога, что мы должны отдавать Ему все, что имеем. Тогда Господь пойдет к нам навстречу и мы исполним первую заповедь, которую мы хорошо знаем лишь на словах. Мы любим Бога, но ненавидим братьев своих. Мы любим братьев, но холодно относимся к Богу. Да не будет этого с нами! Да хранит нас Господь на всех путях нашего земного странствия!