Вечером 4 марта митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий совершил первую в этом году пассию в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Ульяновска. За богослужением владыке сослужили ключарь Спасо-Вознесенского собора протоиерей Дмитрий Савельев, секретарь Архиерейского совета Симбирской митрополии иеромонах Филарет (Кузьмин) и духовенство Симбирска.
Проповедь после чтения Евангелия произнес отец Дмитрий Савельев.
– Время от времени христиане думают не только о жизни, не только о радости, не только о чудесах, не только о полноте бытия. Время от времени мы обращаемся к теме смерти. Люди стараются избегать самой мысли о смерти. Когда кто-то умирает, его близкие стараются как можно быстрее исполнить все необходимое, чтобы придать тело земле и приняться за свои привычные жизненные дела. В Древнем Израиле смерть считалась чем-то нечистым. Прикоснувшийся к мертвому телу должен был проходить долгое очищение, как будто он мог заразиться смертью как какой-то заразой, тем самым причинить вред себе и окружающему. К смерти мы относимся эгоистически. Когда кто-то близкий умирает, мы думаем о том, как дальше будем без него жить. Умирают родители, умирают дети. Самая заунывная песня начинается словами: «на кого ты нас покидаешь». Это тоже слова о себе самих. Когда мы душой соприкасаемся со смертью, мы думаем и о том, что однажды это произойдет с нами. Мы заглядываем за край бытия и думаем о том, как наша душа, разделившись с телом, будет существовать в той другой жизни, в которой не будет ни времени, ни усилий, ни болезней, ни печалей, ни воздыхания. Самая острая мысль о смерти посещает нас у Креста Господня. В нашем понимании Бог и смерть не совместимы друг с другом. Мы видим Бога вечноживущим, блаженствующим, независимым ни от чего. И вдруг в нашей мысли соединяются Бог и смерть, Бог и страдания, Бог и смирение перед теми, кто убивает Его. Эта мысль не умещается в голове. Через образ Христа, через слова Евангелия мы соприкасаемся с этой мыслью без понимания ее. А между тем смерть есть то, что изначально, до сотворения человека было предусмотрено промыслом Божьим. Еще до сотворения человека Святой Троицей был проведен предвечный совет. Еще перед сотворением человека Сын Божий был готов взойти на Крест и принести Свою крестную жертву. Впоследствии, когда стало ясно, что человек действительно подвержен смерти и греху, что он не способен к продолжению бытия без помощи Божией, Господь со смирением облекся в человеческую плоть, принял на Себя зрак раба, принял на Себя все то унижение, все те дыхания стихий мира и человеческой злобы, принял груз человеческого греха, который и есть источник смерти. Та смерть, которая есть отхождение от Бога, умаление в нас полноты бытия, прекращение самого бытия, является результатом греха, результатом того, что человек волею своей отвернулся от Бога и так вверг себя в эту пучину, что своими силами не мог освободиться от этого состояния. Господь принял все на себя. В Евангелии мы видим Господа, Который только начиная путь Своего земного служения, земных подвигов, неоднократно говорит ученикам о том, что ему предстоит быть распятым, преданным и убитым. Поначалу ученики не понимают Его. Когда Господь в Сионской горнице прямо говорит, что Его предаст тот, кто рядом с ним, ученики не понимают, как это возможно. В Гефсиманском саду Христос говорит: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». Господь Сам принял Свою участь, Сам испил Свою чашу. Господь претерпел всю полноту горечи и унижения, принял на Себя предательство, принял на Себя неправедный суд, принял на Себя мучения, издевательство, принял гвозди и крест. Не ожесточился, не озлобился, а лишь молился за убивающих Его, просил Отца простить людей, ибо они не ведают, что творят. Все остальные, находящиеся рядом, олицетворили собой весь мир человеческий, которой и явился причиной смерти Бога. Если мы пытаемся определить свое место в мире духовном, то чаще всего мы оказываемся одними из действующих лиц Священного Писания. Эти люди как архитипы, как примеры, как духовные первообразы объясняют нам и нашу собственную позицию в жизни. В лучшем случае мы, как ученики Христовы, сначала клянемся в верности, а потом, как только начинаются нестроения, на нас сбываются слова Писания: «Поражу пастыря, и рассеются овцы стада». Мы, как овцы, разбредаемся, теряем веру и волю, утрачиваем верность Господу. Мы можем быть в той толпе, которая сначала кричала «Осанна», а потом, наученная первосвященниками, возглашала: «Распни, распни его». Многие люди, потерявшие свое собственное рассуждение, также предавали и распинали Господа, участвовали в разрушении храмов, участвовали в преследовании христиан, в поругании святынь и гонении на веру Христову. Может быть, мы такие как Иуда. В молитвах мы говорим: «Не лобзания Тебе дам, яко Иуда». Приходим ко Господу, претворяемся лучшими Его друзьями, а внутренне Его предаем, внутренне отворачиваемся от Него. Мы предаем Его Заповеди, предаем Его любовь и оказываемся гонителями в лице учеников Его, в лице верных рабов. Как разбойники неблагоразумные, мы даже в последний час жизни не можем понять, что главное в нашей жизни, что самое святое и священное, что мы еще можем успеть прославить, а прославляя осознать смысл своего прихода в этот мир, который мы в течение всей своей грешной жизни не могли понять. Все герои Священного писания есть первообразы нашей позиции в мире. Проживая очередной день, мы спрашиваем сами себя: c кем мы. Со Христом мы или против Него? С учениками или с Иудой и первосвященниками? С той толпой, которая распинает Господа, не задумываясь о том, что она делает или с Пилатом, который, возможно, был хорошим чиновником, и думал только о том, как не навредить самому себе, не устроить скандала, угодить начальникам? Умывая руки, Пилат, быть может, совершает самое большое зло в своей жизни и во всей человеческой истории. Все это открывается нам в Священном Писании, которое мы слушаем в эти горькие дни. В эти дни мы думаем о смерти, думаем о том, что для того чтобы воспринять жизнь во Христе, мы должны воспринять и Его смерть. Чтобы стать участниками Торжества Воскресения Господа, мы должны стать участниками Его смирения и Его страдания. Для того чтобы обрести полноту бытия, мы должны обрести и Крест Господень. Это то, что заповедано нам от рождения. Каждому пронести свой крест без ропота, каждому принести свою жертву ради любви к Богу и ближнему. Тогда наша жизнь будет иметь смысл. Тогда наше стояние у Креста не будет предательским стоянием, а будет уроком сострадания, приближения к смерти, которая таит в себе будущую жизнь. Аминь!