Меню
Блаженный Андрей Симбирский
Святой блаженный Андрей родился 17 июля 1763 года (по старому стилю). Родители его были очень набожны и воспитали своих троих детей в истинной вере. Уже в 7 лет будущий праведник взял на себя нелегкий подвиг — подвиг юродства Христа ради. До самой смерти он жил лишь милостыней, перестал пользоваться обычной одеждой: носил только специально сшитые для него длинные рубашки, и в любое время года ходил без обуви и головного убора.
С 7 лет Андрей взял на себя и подвиг постничества (в пищу в продолжение всей жизни он употреблял лишь хлеб и разваренные сухие ягоды, а по праздникам – чай с мёдом), и подвиг молчания («разговаривал» при помощи жестов и отдельных звуков, хотя не был лишён дара речи).
Еще в младенчестве Господь наделил блаженного Андрея даром прозорливости (он всегда безошибочно сообщал домашним о времени возвращение с богомолья матери – Анны Иосифовны).
Всю свою жизнь Андрей был прихожанином Спасо-Вознесенского собора, где еженедельно приобщался Тела и Крови Христовых. К этому храму блаженный относился с особым умилением: мог всю ночь (даже зимнюю) молиться, стоя под стенами собора или на его колокольне, а иногда его видели даже ползающим возле ограды храма и целующим низенькие ее столбики.
Во все дни жизни своей Андрей Блаженный укрощал свою плоть, передвигаясь только бегом, а если и стоял на месте, то раскачивался, подобно маятнику. Спал он всегда очень мало, на досках или голом полу, ничего не подкладывая под голову, чтобы во время сна голова ничего не касалась.
Некоторые поступки блаженного казались окружающим странными и безрассудными, но всегда приводили к благу. Например, вытащив кляп из бочонка с маслом в лавке торговца, Андрей сохранил людей от смертельной опасности, так как в опустевшем бочонке нашли мертвую змею. В другой раз, вбежав в дом одной мещанки, блаженный выхватил из печки раскаленный чугунок со щами и, разбив его, убежал. На дне разбитого сосуда обнаружили огромного паука. Часто блаженный хватал руками раскаленный металл, целовал кипящий самовар, нередко обливаясь при этом кипятком, но всё это не причиняло ему ни малейшего вреда.
Андрей Блаженный так возвысился своими подвигами, что Господь дал ему особые благодатные дарования. Неоднократно он исцелял болящих и страждущих, обращавшихся к нему с просьбой о молитве. Возвращал здоровье, давая съесть больному кусок поданного ему ранее хлеба. Блаженному были открыты самые потаенные уголки человеческой души. Когда о монетке, поданной блаженному, милостивец в сердце своем сожалел, Андрей безошибочно находил ее в кармане, среди других монет, и отдавал дарителю.
Так как блаженный взял на себя и подвиг молчания, пророчествовал он знаками или жестами. Если он подавал кому-либо щепочки или ложился на чьей-то постели со скрещенными на груди руками, это означало скорую смерть человека. (Это предупреждение невозможно переоценить – ведь человек обретал возможность достойно приготовиться к смерти и Небесному суду).
Конечно, не все симбиряне сразу поняли, что значит для их, да и для нашего с вами спасения этот юродивый. Блаженный Андрей смиренно и кротко переносил все поношения, издевательства, а то и побои: стоял, потупя взор и опустив голову. Это вызывало растерянность обидчиков, а иногда и вразумление о подвиге блаженного.
Когда же началась война 1812 года и многие симбиряне, желая узнать о судьбе своих близких-воинов, поехали к прозорливым старцам, и в том числе к преподобному Серафиму Саровскому, неожиданно услышали: «Что приходите ко мне, убогому? У вас лучше меня есть — ваш Андрей Ильич». Так и возвращались симбиряне к своему святому за благословением и советом.
Когда, в 1841 году 28 ноября (по старому стилю), Андрей Блаженный предал дух Господу, событие это стало воистину всеобщим горем. В убогое жилище, где лежало тело усопшего, на протяжении пяти дней шли и шли симбиряне. Честь сшить новую рубаху для покойного, изготовить гроб, положить на него дорогие покрывала, хоть как-то участвовать в подготовке к погребению почитались как счастье. С умиленным, спокойным и приветливым лицом Андрей Ильич и после кончины был олицетворением посетившей его благодати Божией. На его отпевание пришли все горожане, за исключением лишь тех, кто не мог самостоятельно двигаться. Здесь были даже те, кто раньше даже не переступал порог храма, а также и различного толка раскольники. Так даже смертью своей Андрей Блаженный приводил людей ко Христу, призывал их к молитве и покаянию.
Со 2 по 4 июня 1998 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II состоялись торжества прославления святого. Блаженный Андрей был канонизирован как местночтимый святой. Его святые мощи были подняты из могилы и торжественно перенесены во Всехсвятский храм. Кроме правящего архиерея Преосвященного архиепископа Прокла в канонизации приняли участие архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, более сотни священников из многих городов России. На Архирейском Соборе 2004 года блаженный Андрей был причислен к лику общецерковных святых Русской Православной Церкви. Память святого Андрея, Симбирского чудотворца, празднуется два раза в год: 3 июня и 10 декабря (по новому стилю).
В канун дня памяти святого 9 декабря 2015 года мощи Андрея блаженного были перенесены из Всехсвятского в Спасо-Вознесенский кафедральный собор. Возглавлял праздничное богослужение митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий. Его Высокопреосвященству митрополиту Анастасию сослужили епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор, епископ Барышский и Инзенский Филарет, священнослужители Симбирской митрополии.
Сегодня блаженный Андрей – Ангел Хранитель Симбирска – снова с нами. Но уже не как нищий городской странник, а как прославленный Русской Православной Церковью святой, почивающий душою – на Небесах, а мощами в Спасо-Вознесенском соборе города Ульяновска. И как прежде, он готов помочь каждому, обращающемуся к нему.