Слово секретаря Архиерейского совета Симбирской митрополии иеромонаха Филарета (Кузьмина) в Неделю о Страшном суде.
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Устав Церкви продолжает подводить всех нас, братья и сестры, к дням великого поста, предлагая к назиданию притчи Господа, которые призваны показать нам всю глубину и важность смирения, всю тленность и незначительность в очах Божиих внешнего благочестия, все величие Божией благости и красоту умения радоваться покаянию ближних и их исправлению. В Неделю же мясопустную мы слышим еще одну притчу, которая говорит нам о конечной судьбе мира – Страшном суде.
Этот «единственный, окончательный и страшный» (свт. Гр. Богослов) определит дальнейшую участь каждого из живущих на земле в зависимости от того, насколько в своей земной жизни мы были готовы к доброделанию. Не достаточно оставаться христианином на словах, нужно исповедовать свою веру, веру, жизнью которой являются добрые дела. Вот, мы видим картину того, что человечество разделено на две части, что одна из них будет пребывать в блаженной вечности, а другой уготованы плач и скрежет в вечной погибели. Вы не сделали мне ничего доброго, – говорит Христос, – я был наг, а вы не одели Меня, я был голоден и вы не напоили Меня… Похожий диалог происходит и с теми, кто по другую, по правую, руку от Спасителя. Когда, – спрашивают они мы видели Тебя, Господи, и накормили, посетили в больнице, дали тебе пить? Ни те, ни другие не осознают значения своего отношения к ближним во время земной жизни. Первые от гордости, вторые по своему смирению находятся в состоянии ненасытимости добрыми делами. И вот Господь говорит: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Неужели не удивительна вот эта связь? Когда мы делаем что-то ближнему своему – мы делаем Христу! Но тем и трагичней бывает то, что мы бездействуем, видя, как кто-то рядом с нами страждет, пребывает в лишении. Тем трагичней бывает бессердечность, нежелание видеть другого в его страдании или радости. Современное человечество, как и всегда, грешит тем, что отказывается видеть в человечестве соборность, но видит общество атомарным, раздробленным. В таковом не важно чем и как живет твой ближний, важен ты и твой успех. Живя в таком обществе и думая так, мы погрешаем против самого великого, что есть в нас – образа Божия. Мы не реализуем принципа любви, а ведь должны, ибо и Бог есть любовь. Поэтому всем нам стоит задуматься о том, какой же я христианин?
Мы можем часто бывать в храме, но быть далекими от страданий детей. Мы можем совершать паломничества по самым далеким святым местам, но не видеть, что чудо общения с Богом у нас рядом, достаточно пойти и оказать милостыню. Образ милосердия велик: можно помогать материально, можно поддержать человека словом, можно помолиться с ним вместе или за него. Главное – всегда видеть людей вокруг себя, видеть в них образ Божий, видеть Самого Христа! Забывать собственные дела милосердия не легко, но возможно, нужно только больше занимать свои мысли размышлением о своих недостатках, о своем недостоинстве. В добродетели всегда есть опасность горделивого превозношения над другими, есть опасность возгордиться собственными делами милосердия. Мне кажется, что это естественно для человека, это свойственно для естества человеческого, а значит любое доброе дело надо сопрягать с молитвой к Богу, чтобы он даровал нам то, что сверх нашего естества – любовь, которая не взирает на ответные чувства, любовь, которая превосходит и самую самость человека и становится способной забывать свои добрые проявления. Это нелегко, но доступно Богу и возможно для человека, если он просит и всеусердно этого дара желает.
Мысли о страшном суде, конечно же, посещают всех нас и мы часто относим его, этот суд, в далекое будущее. Но, как видно из самой притчи, суд этот уже совершается. Он совершается всякий раз, когда мы видим рядом с собой того, кому нужна наша помощь. Суд совершается тогда, когда мы не делаем добра и даем место злу. Суд совершается тогда, когда в центре нашей жизни становится лишь собственное я и застилает нам и ближних и образ Бога в них. Я вспоминаю слова, сказанные одним архиереем прошлого века перед его смертью: «в своей жизни я часто видел Христа. Он был в людях, что окружали меня и в ком-то Он сиял очень ярко, а ком-то почти не был виден, но Он всегда был рядом». Это потрясающе точные слова о том, каков должен быть наш взгляд на людей вокруг нас.
И дай нам Бог с любовью и милосердием, встречающего своего младшего сына отца, встречать всех тех, кто окружают нас и нуждаются в нас, и мытаревым смирением стяжать каждому себе оправдания, дабы на Страшном Суде Сына Божиего услышать: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Аминь!»