Празднование Собора 70-ти апостолов. Божественная литургия по чину святого апостола Иакова

17 января, в празднование Собора 70-ти апостолов, Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин совершил Божественную литургию по чину святого апостола Иакова в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе г. Ульяновска.

Его Высокопреосвященству сослужили иерей Роман Солодко, протоиерей Илия Кузнецов, иеромонах Георий (Карпов), иерей Даниил Гасников, иерей Владимир Маняков, иерей Николай Генсицкий, иеромонах Иларион (Хроль), иерей Георгий Джмиль, иерей Никита Галныкин, иеромонах Савва (Марков), иерей Стахий Таллеров, иерей Антоний (Зажеко), диакон Иоанн Косяков, диакон Григорий Шевченко, диакон Александр Шевченко, диакон Сергий Чернов.

После чтения Евангелия Владыка Лонгин обратился к молящимся с проповедью. Он рассказал о житии апостола Иакова и об особенностях совершаемого богослужения:

— Сегодня среди 70 апостолов мы чтим память апостола Иакова, брата Господня. Он был одним из детей праведного Иосифа Обручника. Уверовал во Христа Спасителя, будучи свидетелем Его Воскресения. После этого стал проповедником Евангелия, слова Божия, и привел множество жителей Иерусалима к вере во Христа Спасителя. Церковь называет его первым епископом Иерусалима. Его проповедь была успешна еще и благодаря тому, что он был праведником — справедливым, добрым, честным. Это признавали не только христиане. Даже римский историк Иосиф Флавий считал, что его убийство послужило одной из причин наказания Божия — разрушения Иерусалима.

Когда вера Христова стала распространяться, члены синедриона постановили убить праведника. Он был сброшен с портика Иерусалимского храма во время проповеди, но не умер сразу, и иудеи добивали его камнями. Умирая, святой молился о том, чтобы Господь простил его убийц.

— По церковному преданию, апостолу Иакову принадлежит самое древнее чинопоследование Божественной литургии. Конечно, оно видоизменялось с течением времени, в него вносились новые элементы: Трисвятое, Символ веры. Но развивалось и усложнялось любое литургическое последование. И те литургии, которые мы сегодня совершаем регулярно — Иоанна Златоуста и Василия Великого, — тоже не являются «памятниками археологии»: они развивались, изменялись, дополнялись со временем. Тем не менее, литургия апостола Иакова сохраняет многие черты древности. Очень древней является анафора этой литургии — молитвы пресуществления Святых Даров. Они известны в рукописях еще IV столетия. Поэтому, несмотря на видоизменения, мы с уверенностью можем говорить, что это литургия апостольского времени, — отметил Владыка.

Чин святого апостола Иакова во многом отличается от традиционного богослужения. Диаконы возглашают ектеньи, стоя лицом к народу. Священное Писание, даже не при Архиерейском служении, читают на середине храма. После чтения Евангелия сразу следует проповедь. Во время Великого входа вместо обычного песнопения «Иже Херувимы тайно образующе…» поется «Да молчит всяка плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом…». Великий вход совершается через весь храм.

Еще одной особенностью этой Литургии является то, что не только священнослужители, но и миряне причащаются отдельно Тела и отдельно Крови Господа Иисуса Христа.

***

Святой Иаков, брат Господень, был епископом Иерусалимской Церкви. Составленный им чин Божественной литургии был широко распространен в первые столетия христианства. Начиная с IX века Литургия апостола Иакова вытесняется другими, теперь привычными для нас, чинопоследованиями святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова. Однако этот чин сохранялся в виде литургических памятников и несколько раз в год в Иерусалиме, на горе Синай, на Кипре, на острове Закинф в Греции совершается такое богослужение.

В XX веке начинается его возрождение. Богослужебный перевод Литургии апостола Иакова был выполнен в 1938 г. в Русской Православной Церкви Зарубежом. Сейчас такое богослужение совершается в день памяти апостола Иакова в некоторых епархиях Русской Православной Церкви и храмах духовных школ.